Музыка Бетховена
Бетховен смело нарушал общепринятые нормы не только в музыке, но и в жизни.
Музыка должна высекать огонь из души человеческой.
Людвиг ван Бетховен
Лю́двиг ван Бетхо́вен (1770-1827), (нем. Ludwig van Beethoven) — немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков».
Природа его творчества была взрывной, вулканической – это, несомненно, было воплощением духа времени, в том смысле, что характер Бетховена был сформирован своим временем, а оно было довольно бурным.
Он смело нарушал общепринятые нормы не только в музыке, но и в жизни. Мощное самоутверждение, грозовая атмосфера бетховенской музыки – это было бы немыслимо в эпоху Моцарта.
Первый период творчества
Другие композиторы:
Несмотря на это, ранние сочинения композитора во многом следуют канонам XVIII века: это относится к трио (струнным и фортепианным), скрипичным, фортепианным и виолончельным сонатам. Фортепиано было тогда для Бетховена самым любимым инструментом, именно в фортепианных произведениях он с предельной искренностью выражал самые сокровенные чувства, а медленные части некоторых сонат (например, Largo e mesto из сонаты ор. 10, № 3) проникнуты уже романтическими чувствами. Патетическая соната ор. 13 – тоже очевидное предвосхищение более поздних бетховенских экспериментов. Иногда его новаторство имело характер неожиданного взрыва, и первые слушатели воспринимали его как явный произвол. В 1801 г. он издал шесть струнных квартетов ор. 18, их можно считать самым крупным достижением этого периода. Но Бетховен не спешил с публикацией своих первых произведений: он все время чувствовал за своей спиной Моцарта и Гайдна, отдавая им дань уважения и понимая, какие высокие образцы квартетной музыки они создали.
В числе наиболее известных (и менее революционных в плане музыкальных возможностей) ранних произведений – септет ор.20. Следующий опус, Первая симфония, опубликованная в конце 1801 года, – первое оркестровое сочинение Бетховена.
В этот же период постепенно стал развиваться страшный для музыканта недуг – глухота. В 1798 г. он ощущает шум в ушах, ему трудно различать высокие звуки, воспринимать беседу, ведущуюся шепотом. Но первое время ему хорошо удавалось скрывать глухоту: до 1812 г. даже часто встречавшиеся с ним люди не подозревали, насколько серьезна его болезнь. А то, что он часто отвечал невпопад, приписывали его уникальной рассеянности.
Но летом 1802 г. Бетховен удалился в тихий пригород Вены – Хайлигенштадт и пишет свое завещание, адресованное братьям. В нем он рассказывает и о своих душевных страданиях. Но в это же время в письме к доктору Вегелеру, он восклицает: «Я возьму судьбу за глотку!» и его дальнейшая музыка подтверждает это. Появляются возвышенная Вторая симфония, ор. 36, прекрасные фортепианные сонаты op. 31 и три скрипичных сонаты, ор. 30.
Второй период творчества
В Третьей симфонии («Героической») появился как бы новый Бетховен. В ней он потрясает слушателей и скорбью, и ликованием – и все это есть жизнь. Существует мнение, что первоначально Бетховен посвятил эту симфонию Наполеону, но, узнав, что он провозгласил себя императором, порвал посвящение: «Теперь он будет попирать права человека и удовлетворять только собственное честолюбие».
Второй период его творчества был особенно плодотворным – почти вся эта музыка гениальна. Ее можно считать победоносным самоутверждением композитора. Вот самые главные произведения этого периода:
- · скрипичная соната ля мажор, ор. 47 («Крейцерова», 1802–1803);
- · Третья симфония, ор. 55 («Героическая», 1802–1805);
- · оратория «Христос на Масличной горе», ор. 85 (1803);
- фортепианные сонаты:
- · «Вальдштейновская», ор. 53;
- · фа мажор, ор. 54, «Аппассионата», ор. 57 (1803–1815);
- · фортепианный концерт № 4 соль мажор, ор. 58 (1805–1806);
- · единственная опера Бетховена – Фиделио, ор. 72 (1805, вторая редакция 1806);
- · три «русских» квартета, ор. 59 (посвящены графу Разумовскому; 1805–1806); Четвертая симфония си-бемоль мажор, ор. 60 (1806);
- · скрипичный концерт, ор. 61 (1806);
- · увертюра к трагедии Коллина «Кориолан», ор. 62 (1807);
- · Месса до мажор, ор. 86 (1807);
- · Пятая симфония до минор, ор. 67 (1804–1808);
- · Шестая симфония, ор. 68 («Пасторальная», 1807–1808);
- · виолончельная соната ля мажор, ор. 69 (1807);
- · два фортепианных трио, ор. 70 (1808);
- · фортепианный концерт № 5, ор. 73 («Император», 1809);
- · квартет, ор. 74 («Арфа», 1809);
- · фортепианная соната, ор. 81а («Прощание», 1809–1910);
- · три песни на стихи Гёте, ор. 83 (1810);
- · музыка к трагедии Гёте «Эгмонт», ор. 84 (1809);
- · квартет фа минор, ор. 95 (1810);
- · Восьмая симфония фа мажор, ор. 93 (1811–1812);
- · фортепианное трио си-бемоль мажор, ор. 97 («Эрцгерцог», 1818).
Музыка композитора была настолько своеобразной и неожиданной, смелой и страстной, что даже музыканты не всегда могли ее воспринимать.
Его Пятая симфония – самая известная и исполняемая в мире. Сам Бетховен сказал о ней: «Так судьба стучится в дверь».
К 1819 г. глухота Бетховена становится почти полной. Он переходит на общение с помощью грифельной доски или карандаша (сохранились разговорные тетради Бетховена). Полностью погруженный в работу над своими величественными сочинениями, он казался для окружавших его людей странным и неадекватным, как сказали бы сейчас. Некоторые его произведения казались современникам очень сложными и невозможными для исполнения. Но вместе с тем они покоряли своей мощью и искренностью. Во время исполнения Девятой симфонии в 1824 г. , финал на текст оды Шиллера «К Радости» Бетховен стоял рядом с дирижером. Зал был покорен кульминацией симфонии, публика выражала неистовый восторг, но Бетховен не оборачивался. Тогда один из певцов взял его за рукав и повернул лицом к слушателям, чтобы композитор увидел выраженную ему благодарность и поклонился публике.
Бетховен скончался в Вене 26 марта 1827 от осложненного воспаления легких.