Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Фридерик Шопен

Фредерик Шопен

Обладая редким музыкальным даром, Шопен (Chopin) сосредоточил своё внимание в основном на музыке для фортепиано. Все, что создал виртуоз за свою жизнь, – произведения гениального композитора. Его мелодии входят в репертуары пианистов всего мира.

Шопен создал два фортепьянных концерта, остальное написано им в рамках камерного жанра. Его творчество – это рассказ о Польше, где он родился, развил своё дарование и которую так рано покинул: надеясь – ненадолго, оказалось – навсегда.

Биография Ф. Шопена

Детство

В этой семье все дети были одаренными: сёстры Людвика, Изабелла и Эмилия имели разносторонние, в том числе и музыкальные, способности. Людвика даже была его первой учительницей музыки, а в дальнейшем между братом и сестрой были очень теплые и доверительные отношения. Мать (Юстына Кжижановская) обладала замечательными музыкальными способностями, хорошо пела и играла на фортепьяно. Она сумела привить мальчику любовь к народным польским напевам. Отец владел иностранными языками и содержал пансион для воспитанников лицея. В семье царила атмосфера любви и взаимопомощи, дети были окружены вниманием и заботой, особенно это относилось к Фридерику (во французском прочтении имени — Фредерику).

Ф. Шопен родился в деревне Желязова Воля, недалеко от Варшавы, 1 марта (22 февраля) 1810 года и жил в этом доме.

Фридерик Шопен
Дом в Желязовой Воле

Дом принадлежал графу Скарбеку, отец будущего композитора был здесь семейным учителем музыки. Уже осенью 1810 г. семья переехала в Варшаву, но мальчик часто приезжал в Желязову Волю на каникулы. Во время Первой мировой войны поместье было разрушено, а в 1926 г. здание было восстановлено. Теперь здесь расположен музей и летом проводятся концерты, на которые съезжаются пианисты со всего мира.

Юность

Проявив необыкновенные музыкальные способности уже в раннем детстве, Фридерик был очень восприимчив к музыке. Он мог плакать, слушая музыку, бесконечно импровизировать на фортепьяно, поражая слушателей своим талантом. Начальное музыкальное образование мальчик получил дома. В возрасте 8 лет Шопен сочинил первую музыкальную пьесу «Полонез», на которую был опубликован восторженный отзыв в одной варшавской газете:

Автор этого «Полонеза» – ученик , которому ещё не исполнилось 8 лет. Это настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание.

Фридерик Шопен
Войцех Живный

Молодой Шопен учился музыке у пианиста Войцех Живный, чеха по происхождению. Тот начал заниматься с 9-летним мальчиком, а уже к 12 годам Фридерик не уступал лучшим польским пианистам. И Живный отказался от занятий с ним, сказав, что ничему больше не может его научить.

Теоретическую подготовку юноши продолжил педагог Йозеф Эльснер, польский композитор немецкого происхождения. Сначала занятия велись в частном порядке, но уже в 1826 году Шопен поступает в Высшую школу музыки в класс своего учителя. Отметим, что еще до поступления талант юноши оценил император Александр I в 1825 году.

В Высшей школе Шопен знакомится с представителями польской, российской и европейской творческой интеллигенции. Позже, после переезда в Париж он сохранит этот избранный круг общения.

К этому времени молодой Шопен стал обаятельным человеком с изысканными манерами, что привлекало к нему особое внимание окружающих. Вот что писал о музыканте в этот период композитор Ференц Лист:

Общее впечатление его личности было вполне спокойное, гармоничное и, казалось, не требовало дополнений в каких-либо комментариях. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подёрнуты задумчивостью; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка закруглённый; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомлённый, часто глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них была такая печать кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя… В общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят заботы, которые не знают слова „скука“, не привязаны ни к каким интересам. Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза.

Музыкальному и общему развитию юношу способствовали также поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он побывал на концертах выдающихся музыкантов.

Артистическая деятельность

Артистическую деятельность Ф. Шопен начал в 1829 г., когда отправился на гастроли в Вену и Краков, исполняя там свои произведения.

Польское восстание

29 ноября 1830 г. началось польское национально-освободительное восстание против власти Российской империи на территории Царства Польского, Литвы, частично Белоруссии и Правобережной Украины. Оно продолжалось до 21 октября 1831 г. под лозунгом восстановления независимой «исторической Речи Посполитой» в границах 1772 г.

30 ноября собрался Административный совет: окружение Николая I было в растерянности. «Николай, король Польский, ведёт войну с Николаем, императором всероссийским», — так  охарактеризовал обстановку министр финансов Любецкий. В тот же день генерал Хлопицкий был назначен главнокомандующим.

Фридерик Шопен
Г. Вундер «Николай I сообщает гвардии о восстании в Польше»

Сразу же обозначились два крыла движения: левое и правое. Левые рассматривали польское движение как часть общеевропейского освободительного движения. Правые были склонны искать компромисс с Николаем на основе конституции 1815 года. Переворот организовали левые, но по мере присоединения к нему элиты влияние переходило на сторону правых. Правым был и генерал Хлопицкий, назначенный главнокомандующим армии. Но он пользовался влиянием и среди левых, как соратник Костюшко.

В результате национально-освободительная война была подавлена, 26 февраля 1832 г. появился «Органический статут», согласно которому Польское Царство объявлялось частью России, упразднились сейм и польское войско. Административное деление на воеводства было заменено делением на губернии. Фактически это означало принятие курса на превращение Царства Польского в русскую провинцию — на территорию Королевства распространялись действовавшие во всей России монетная система, система мер и весов.

Советский и российский историк П.П. Черкасов так пишет о результатах подавления польского восстания:

В 1831 г. тысячи польских повстанцев и членов их семей, спасаясь от преследований властей Российской империи, бежали за пределы Царства Польского. Они осели в разных странах Европы, вызывая сочувствие в обществе, которое оказывало соответствующее давление на правительства и парламенты. Именно польские эмигранты постарались создать России крайне неприглядный образ душителя свобод и очага деспотизма, угрожающего «цивилизованной Европе». Полонофильство и русофобия с начала 1830-х годов стали важными составляющими европейского общественного мнения.

Подробный рассказ об этом историческом событии необходим, чтобы легче было понять причину вынужденного расставания музыканта с родиной, которую он очень любил и по которой так сильно тосковал.

Когда в 1830 г. пришла весть о вспыхнувшем в Польше восстании за независимость, Шопен мечтал вернуться на Родину и принять участие в боях. Он полностью принял сторону своих друзей, которые мечтали о независимой Польше. Он даже выехал на Родину, но по дороге узнал: восстание подавлено. Некоторым образом оказались причастны к восстанию его родители, скрывавшие в своём доме повстанцев. Возвращение в Польшу стало для него невозможным. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби и оказала огромное влияние на творчество. Скорее всего, это же было и причиной его болезни и преждевременной смерти в возрасте всего 39 лет.

Жорж Санд в жизни музыканта

В 1831 г. Шопен гастролировал в Париже. Его знаменитый «Революционный этюд» был написан под впечатлением поражения польского восстания.

Через некоторое время он познакомился с Жорж Санд, отношения с которой были долгими (около 10 лет), нравственно тяжёлыми.

Жорж Санд – французская писательница. Её настоящее имя – Амандина Аврора Люсиль Дюпен (1804-1876).

Фридерик Шопен
О. Шарпантьё «Портрет Жорж Санд»

Отношения с Жорж Санд начались в 1836 г. К этому времени у этой женщины позади было бурное прошлое, ей было уже 32 года, она пережила неудачное замужество, была  матерью двоих детей и писательницей. Кстати сказать, она является автором более 30 романов, самый известный из которых «Консуэло».

В их первую встречу она не понравилась ему: «Какая несимпатичная женщина эта Санд. Да и женщина ли она, я готов в этом усомниться!» — заметил он хозяйке салона, где произошла их встреча. В то время Жорж Санд, известная всему Парижу писательница, носила мужской костюм, который дополняли высокие сапоги и сигара во рту. В этот период Шопен переживал расставание со своей невестой Марией Водзиньской.

Надеясь, что климат Майорки окажет благотворное действие на здоровье музыканта, Санд вместе с ним и детьми уже зимой 1836 года уезжает туда. Но вскоре они вернулись во Францию. Отныне Жорж Санд хочет жить только для детей, любимого и своего творчества.

Но слишком велики были различия в их характерах, пристрастиях. К тому же Фридерика мучила ревность: он достаточно хорошо понимал характер Жорж Санд. В результате их взаимная привязанность не могла быть долгой. Санд быстро поняла, что Шопен опасно болен и преданно заботилась о его здоровье.

Не смотря на то, что положение музыканта было достаточно стабильным, долго быть в спокойном состоянии Шопену не позволяли его характер, его болезнь и его творчество. Об этой ранимой натуре Генрих Гейне писал:

Это человек необыкновенной чувствительности: малейшее прикосновение к нему – это  рана, малейший шум – удар грома; человек, признающий разговор только с глазу на глаз, ушедший в какую-то таинственную жизнь и только изредка проявляющий себя в каких-нибудь неудержимых выходках, прелестных и забавных.

Фридерик Шопен
М. Водзиньская «Портрет Шопена»

В 1846 г. между сыном Жорж Санд Морисом и Шопеном произошёл конфликт, Морис решил уйти из дома. И когда Санд приняла сторону сына, Шопен обвинил её в том, что она его разлюбила. В ноябре 1846 г. музыкант покинул дом Жорж Санд. Возможно, через некоторое время состоялось бы их примирение, но в конфликт вмешалась дочь писательницы, Соланж: она поссорилась с матерью, приехала в Париж и настроила Фридерика против своей матери. Жорж Санд пишет Шопену:

… она ненавидит свою мать, клевещет на неё, чернит её самые святые побуждения, оскверняет ужасными речами родной дом! Вам нравится слушать всё это и даже, может быть, верить этому. Я не буду вступать в подобную борьбу, меня это приводит в ужас. Я предпочитаю видеть вас во враждебном лагере, чем защищаться от противницы, которая вскормлена моей грудью и моим молоком.

Жорж Санд умерла в возрасте 72 лет. Она и после расставания с Шопеном  осталась верна себе: когда ей было 60 лет, её любовником был 39-летний художник Шарль Маршаль, которого она называла «мой толстый ребенок». И только одно могло заставить заплакать эту женщину – звуки  вальсов Шопена.

Последние годы

В апреле 1848 г. музыкант отправился в Лондон – концертировать и преподавать, чтобы отвлечься от событий личной жизни. Это оказалось последним его путешествием. Напряженная жизнь, сырой британский климат и периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких окончательно подорвали его силы. Шопен умер 17 октября 1849 года в Париже.

О нём глубоко скорбел весь музыкальный мир. На похороны собрались тысячи поклонников творчества Шопена. Согласно его желанию, на похоронах был исполнен «Реквием» Моцарта, его любимого композитора.

Шопен похоронен на кладбище Пер-Лашез. Место захоронения легко найти по надгробному памятнику, изображающему плачущую музу Эвтерпу над разбитой лирой. Сердце музыканта, согласно его воле, было отправлено в Варшаву, где замуровано в колонну церкви Святого Креста.

Фридерик Шопен

Творчество

Шапки долой, господа, перед вами гений! (Р. Шуман)

Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года с полным успехом. В дальнейшем с концертами он выступал редко, но в салонах с польской аудиторией и французской аристократией его музыку встречали овациями. Его сочинения быстро становились популярными.

Шопен также любил преподавательскую деятельность. Это среди великих пианистов является чрезвычайно редким явлением, многие, наоборот, сторонятся преподавания, считая его тягостным.

Фридерик Шопен
Музей Шопена в Варшаве

Всё творчество музыканта посвящено его родине – Польше.

Полонез – торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца 3/4.

В полонезах и балладах Шопен рассказывает о своей стране, её истории и трагическом прошлом. В этих произведениях он использует лучшие черты народной польской музыки. Вместе с тем работы автора исключительно самобытны, отличаются смелой изобразительностью и простотой рисунка. Шопен стал один из главных представителей романтизма в музыке.

Мазурка

Мазурка – польский народный танец. Его название произошло от жителей Мазовии – мазуров, у которых этот танец появился впервые. Музыкальный размер 3/4 или 3/8, темп быстрый. В XIX в. мазурка получила распространение как бальный танец во многих странах Европы.

Шопен написал 58 мазурок, в которых использовал польские народные напевы. В знакомый танец мастер вложил новое композиторское прочтение народных мотивов. Вальс, полонез и мазурку виртуоз превратил в самостоятельные музыкальные формы, сочетая этническое наследие с мелодическим богатством, изяществом и техническим совершенством.

Кроме этого, им написаны сонаты, скерцо, экспромты, ноктюрны, этюды, прелюдии и другие произведения для фортепьяно. К лучшим произведениям автора можно отнести этюды. Обычно этюдами назывались произведения, способствующие техническому совершенству пианиста. Но Шопен сумел в них раскрыть свой удивительный поэтический мир. Его этюды отличаются юношеской порывистостью, драматизмом и даже трагизмом.

Музыковеды считают, что вальсы музыканта можно рассматривать как его своеобразный «лирический дневник», они носят явный автобиографический характер. Отличавшийся глубокой замкнутостью, Шопен раскрывается в своих лирических произведениях. Его произведения стали золотым фондом культуры, их любят и исполняют во всём мире, а композитора называют «Поэтом фортепьяно».

Виктор Боков

СЕРДЦЕ ШОПЕНА

Сердце Шопена в костеле Святого Креста.

Тесно ему в замурованной каменной урне.

Встал бы владелец его, и немедля с листа

В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.

Сердце Шопена в фашистские, черные дни

Черным погромщикам и палачам не досталось.

Около предков и около близкой родни

Сердце Шопена с корнями деревьев срасталось.

Как ты не лопнуло, сердце

Шопена? Ответь!

Как твой народ уцелел в этой схватке неравной?

Вместе с Варшавой родной ты могло бы сгореть,

Остановили б тебя огнестрельные раны!

Ты уцелело!

Ты бьешься в груди варшавян,

В траурном марше

И в трепетном пламени воска.

Сердце Шопена — ты воин, герой, ветеран.

Сердце Шопена — ты музыки польское войско.

Сердце Шопена, тебе я усердно молюсь

Возле свечей, отдающих пыланию тело.

Если позволишь, я всей своей кровью вольюсь,

Донором буду твоим,-

Только ты продолжай свое дело!

1969

Памятник Шопену в Варшаве
Памятник Шопену в Варшаве

Оставить комментарий