Моцарт «Реквием»
После смерти Моцарта, завершил «Реквием» Зюсмайер.
Вольфганг Амадей Моцарт – гениальный австрийский композитор, а самое его известное и загадочное произведение – «Реквием».
Над этим произведение он работал до самой смерти, но так и не успел его завершить. По просьбе его жены Констанции, завершил «Реквием» Франц Ксавер Зюсмайер.
Создание «Реквиема»
В 1791 году Моцарту поступил анонимный заказ на создание «Реквиема». Позже выяснилось, что граф Франц фон Вальзегг-Штуппах заказал эту композицию в память о своей жене. Он частенько приписывал себе сочинения композиторов, покупая авторские права. Моцарт пошел на это только из-за безденежья. Исследователи находят схожесть «Реквиема» с сочинениями К. Ф. Э. Баха, Михаэля Гайдна, Доменико Чимарозы и Франсуа Госсека, но это объясняется общими рамками и принципами церковной музыки XVIII века. Так, «Реквием» Моцарта наряду с произведения Баха считается одним из значительнейших образцов церковной музыки XVIII века.
Работа над «Реквиемом» шла долго и часто прерывалась то на написание оперы «Милосердие Тита», то на работу над «Волшебной флейтой», а потом на создание кларнетового концерта и Масонской кантаты. Работу над «Реквиемом» композитор продолжал уже лежа, так он успел закончить Introitus, записать хоровые голоса, наметить оркестровку Kyrie, 6 частей Секвенции. После смерти Моцарта его жена, опасаясь, что заказчик потребует гонорар обратно, попросила сначала Йозефа Эйблера закончить композицию, а потом Франца Ксавера Зюсмайера. Он дописал Lacrimosa и полностью написал Sanctus, Benedictus и Agnus Dei. Изначально скрывалось, что Моцарт не закончил «Реквием», но когда в 1838 году был найден подлинный автограф этого произведения, жена Моцарта публично подтвердила участие Зюсмайера.
Структура «Реквиема»
Произведение состоит из четырнадцати частей:
- Introitus: Requiem aeternam (вечный покой) – хор.
- Kyrie eleison (Господи, помилуй) — хоровая фуга, оркестровка.
- Sequentia — оркестровка.
- Dies irae (день гнева) — хор.
- Tuba mirum (труба предвечная) — квартет для сопрано, альта, тенора и баса.
- Rex tremendae majestatis (царь потрясающего величия) – хор.
- Recordare, Jesu pie (вспомни, Иисусе милосердный) – квартет.
- Confutatis maledictis (посрамив нечестивых) – хор.
- Lacrimosa dies illa (слезный день) – хор.
- Offertorium- оркестровка.
- Domine Jesu Christe (Господи Иисусе Христе) — хор и квартет.
- Versus: Hostias et preces (Жертвы и мольбы) – хор.
- Sanctus (свят) — хор и соло.
- Benedictus (благословен) — квартет, затем хор.
- Agnus Dei (Агнец Божий) — хор.
- Communio: Lux aeterna (вечный свет) — хор.
Так или иначе, музыкальные эксперты могут спокойно отличить, что было написано Моцартом, а что — Зюсмайером. Так всей оркестровке мы обязаны Зюсмайеру. Его броский и смелый стиль добавил «Реквиему» особую выразительность.