Skip to content Skip to sidebar Skip to footer
mozart

Век классицизма

Музыка в период со второй половины XVIII века до первой четверти XIX века.

Музыкой периода классицизма принято называть развитие европейской музыки в период приблизительно со второй половины XVIII века до первой четверти XIX века.

Понятие классицизма в музыке прочно ассоциируется с творчеством таких композиторов и музыкантов, как Гайдн, Моцарт и Бетховен, называемых еще венскими классиками, которые определили дальнейшее развитие музыки.

Само понятие «музыка классицизма» не является тождественным понятию «классическая музыка», которое имеет более общее значение, обозначающее музыку прошлого, выдержавшую испытание временем. Музыкальные произведения эпохи классицизма отражают и воспевают поступки и действия человека, переживаемые им чувства и эмоции, во многом носящие героический характер (особенно в музыке Бетховена).

Моцарт
В.А. Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт

В.А. Моцарт родился в Зальцбурге в 1756 г. и уже с раннего детства обучался музыке у своего отца, который был дирижером императорской капеллы в Зальцбурге. Когда мальчику было шесть лет, отец повез его и его младшую сестру в Вену, чтобы  показать одаренных детей в столице; далее последовали концерты практически во всех уголках Европы.

В 1779 г. Моцарт поступил на службу придворным органистом в Зальцбурге. В 1781 году, покинув родной город, талантливый композитор окончательно переезжает в Вену, где и прожил до конца своей жизни. Годы, которые он провел в Вене, стали в его творческом пути самыми плодотворными: в период с 1782 по1786 г композитор сочинил большую часть своих концертов и произведений для фортепиано, а также драматических композиций. Как новатор он проявил себя уже в первой своей опере “Похищение из Сераля”, в которой впервые прозвучал текст на немецком, а не на итальянском языке (итальянский – традиционный язык в оперных либретто). Дальше последовали “Свадьба Фигаро”, впервые представленная в Бургтеатре, затем «Дон Жуан» и “Так поступают все женщины”, снискавшие огромный успех.

Оперы Моцарта – это обновление и синтез предшествовавших форм и жанров. В опере Моцарт отдаёт главенство музыке – вокальному началу, симфонизму и ансамблю голосов.

Гений Моцарта проявился и в других жанрах музыки. Он усовершенствовал структуру симфонии, квинтета, квартета, сонаты, он является создателем классической формы концерта для солирующего инструмента с оркестром. Изящна и оригинальна его бытовая (развлекательная) оркестрово-ансамблевая музыка – дивертисменты, серенады, кассации, ноктюрны, а также марши и танцы.Имя Моцарта стало олицетворением творческой гениальности, высшей музыкальной одарённости, единства красоты и жизненной правды.

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен – известный немецкий композитор, которого справедливо считают одним из величайших творцом всех времен и народов. Его творчество относится как к периоду классицизма, так и к периоду романтизма. В действительности вряд ли его можно ограничить рамками подобных определений: произведения Бетховена – это, прежде всего, выражение его гениального таланта.

Бетховен
Л. Бетховен

Будущий гениальный композитор родился в декабре 1770 года в Бонне. Точная дата рождения Бетховена не известна, установлена лишь дата его крещения – 17 декабря. Способности мальчика были заметны уже в четырёхлетнем возрасте. Его отец сразу воспринял это как  новый источник доходов. Один учитель сменял другого, но среди них редко попадались действительно хорошие музыканты.

Первый концерт состоялся в Кёльне, где Людвиг в возрасте 8 лет в рекламных целях был объявлен шестилетним. Но ожидаемых доходов выступление не принесло. В 12 лет он свободно играл на клавесине, органе, скрипке, легко читал ноты с листа. Именно в этом году в жизни юного Бетховена происходит важнейшее событие, значительно повлиявшее на всю его последующую карьеру и жизнь: Христиан Готлоба Нефе – новый директор придворной капеллы в Бонне, сделался подлинным учителем и наставником Людвига. Нефе смог пробудить в своём ученике интерес к творчеству И. С. Баха, Моцарта, Генделя, Гайдна, и на образцах и уроках клавирной музыки Ф. Э. Баха Бетховен с успехом постигает тонкости современного фортепианного стиля.

За годы упорной работы Бетховену удается стать довольно заметной фигурой городского музыкального общества. Молодой талантливый музыкант мечтает о его признании великими музыкантами, о занятиях с Моцартом. Преодолевая всевозможные препятствия, 17-летний Людвиг приезжает в Вену, чтобы встретиться с Моцартом. Это ему удается, но маэстро в то время был полностью поглощен созданием оперы “Дон Жуан” и игру молодого музыканта прослушал довольно рассеяно, высказав в конце лишь скромную похвалу. Бетховен попросил маэстро: “Задайте мне тему для импровизации”, – в те времена среди пианистов было широко распространено умение импровизировать на заданную тему. Моцарт сыграл ему две строчки полифонического изложения. Людвиг не растерялся и замечательно справился с заданием, впечатлив своими способностями известного композитора.


Творчество Бетховена  проникнуто революционной героикой, патетикой, высокими образами и идеями, насыщено истинным драматизмом и величайшей эмоциональной силой и энергией. «Через борьбу — к победе» — такой основной идеей, с убедительной, всепокоряющей мощью прникнута его Третья («Героическая») и Пятая симфонии. Художественным завещанием Бетховена справедливо может считаться трагедийно-оптимистическая Девятая симфония. Борьба за свободу, единство людей, вера в победу правды над злом запечатлены необыкновенно выразительно и ярко в жизнеутверждающем, призывном финале — оде «К радости». Истинный новатор, несгибаемый борец, он смело воплощал новые идейные концепции в замечательно простой, ясной музыке, которая доступна пониманию самого широкого круга слушателей. Сменяются эпохи и поколения, а неповторимая бессмертная музыка Бетховена продолжает волновать и радовать сердца людей.

Оставить комментарий

classic-musik.com

“Музыка должна высекать огонь из людских сердец.”

Людвиг ван Бетховен

classic-musik.com © 2024. Классика, композиторы, опера, романсы.