Skip to content Skip to sidebar Skip to footer
Пражская государственная опера

Поговорим об опере

Про сложное музыкально-драматическое произведение.

Опера – сложное музыкально-драматическое произведение. Сложное по составу: она основана на музыке, слове и сценическом действии; пожалуй, это самый сложный из существующих традиционных музыкальных жанров с точки зрения ее сочинения. Но сложность – это не приговор, а объективная оценка.

А вот слушать и понимать оперу могут все, кто к этому стремится.

Ради чего люди приходят в оперный театр? Для получения эстетического удовольствия, потому что здесь, кроме музыки, присутствует театральное действие, основанное на литературе (либретто). Это уникальное сочетание! Такого нет больше ни в одном виде искусства.

Самый важный элемент оперы – пение. Именно пение, человеческий голос, передаёт все оттенки человеческих переживаний, психологическое состояние героя, его характер и темперамент. Не менее важно и драматическое действие, сюжет оперы. Музыка обогащает понимание драматического действия и характера произведения в целом. Таким образом, все составляющие оперы взаимосвязаны, и только в этом единстве мы получаем произведение, которое дарит нам радость познания мира и человека в нём.

История оперы

Опера возникла в Италии на рубеже XVI-XVII вв. В Италии был открыт и первый оперный театр (Венеция, 1637 г.).

Конечно, не сразу опера появилась в том виде, в котором она существует сейчас – был долгий путь её становления.

Сначала появились мистерии. Мистерия – это один из жанров европейского средневекового театра, связанный с религией. Сюжет мистерии обычно брался из Библии или Евангелия и перемежался различными бытовыми комическими сценками.

Вот так выглядела постановка мистерии во Фландрии в XV в.
Вот так выглядела постановка мистерии во Фландрии в XV в.

Музыка в мистериях звучала только эпизодически. А вот в пасторалях, которые были популярны в XVI в., музыка звучала чаще. Пасторали поэтизировали мирную и простую сельскую жизнь.

В конце XVI в. в такие представления стало вводиться одноголосное пение, что приближало уже произведение к опере, какой мы её знаем сейчас. Считается, что первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в 1594 г. на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном. Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Риме, в Венеции, Неаполе. Опера стала быстро распространяться по всей Европе. И уже в конце XVII-начале XVIII в. начали складываться основные разновидности оперы: опера Seria (большая серьёзная опера) и опера Buffa (комическая опера).

А как развивалась опера в России?

В развитие этого музыкального жанра большой вклад внесли композиторы Е. Фомин, А. Верстовский, В. Пашкевич.

 

Впервые в России опера была поставлена в 1736 г. итальянскими оперными труппами. Аристократическое общество быстро признало оперу средством отличного развлечения и стало приглашать иностранных композиторов для создания новых опер. Но это были оперы в основном на итальянском языке. Первую оперу на русском языке создал в 1755 г. также иностранец – итальянский композитор Франческо Арайя. Сюжет оперы также был иностранным – древнегреческий миф. Очевидно было, что при такой любви к опере русских аристократов пора бы уже создать оперу собственными силами. Было решено направить за границу для обучения и совершенствования в оперном жанре композиторов Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского.

М. Бельский «Портрет Д. Бортнянского» (1788)
М. Бельский «Портрет Д. Бортнянского» (1788)

Композиторы создали свои оперы. Например, Д. Бортнянский является автором опер «Сокол» (1786), «Празднество сеньора» (1786), «Сын-соперник, или Новая Стратоника» (1787) и других музыкальных произведений. Наряду с М. Березовским Д. Бортнянский считается создателем классического типа русского хорового концерта.

Портрет Е. Фомина
Портрет Е. Фомина

Евстигней Ипатович Фомин (1761-1800) является автором первой русской оперы на отечественный сюжет: оперу «Новгородский богатырь Василий Болеславич» он сочинил на либретто императрицы Екатерины II.

В 1788 г. Е. Фомин написал одну из наиболее известных своих опер: «Американцы» на либретто 19-летнего Ивана Крылова. Но дирекция императорских театров не приняла её к постановке, лишь в 1800 г. эта опера увидела сцену.

Известна мелодрама Е. Фомина «Орфей и Эвридика» на текст драматурга Якова Княжнина, написанная в 1791 г.

Е. Фомин является одним из первых профессиональных русских композиторов, чьё творчество оказало заметное влияние на дальнейшее развитие русской оперы. Но его творческое наследие долго оставалось малоизвестным. Только в середине XX в. некоторые из его опер были поставлены на сценах театров Москвы и Ленинграда. Многие рукописи композитора утеряны. Последняя известная работа – опера «Золотое яблоко» – сохранилась только в виде оркестровых партий. Авторству Фомина также приписывались другие оперы, авторство которых пока не установлено.

Портрет А. Верстовского. Гравюра Карла Гампельна (1830-е гг.)
Портрет А. Верстовского. Гравюра Карла Гампельна (1830-е гг.)

Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862) – русский композитор. Автор преимущественно опер и опер-водевилей, а также баллад. Создал 6 опер: «Пан Твардовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832), «Громобой» (1854) и др. Лучшей считается опера «Аскольдова могила» (1835) по роману М. Н. Загоскина, пользовавшаяся большой популярностью. Написал более 30 опер-водевилей: «Бабушкины попугаи» (текст Н. И. Хмельницкого, 1819), «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского, 1824), «Две записки, или Без вины виноват» (совместно с А. А. Алябьевым, текст А. И. Писарева, 1827) и др. Он также прославился романсами.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)

М.И. Глинка. Фотография 1856 г.
М.И. Глинка. Фотография 1856 г.

Итак, мы видим, что в России постепенно складывалось своё оперное творчество, но основоположником русской национальной оперы считается именно М.И. Глинка.

Будучи в творческой поездке в Италии и Германии, Глинка обдумывал план создания русской национальной оперы. Он долго искал сюжет и наконец, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В 1835 г., вернувшись в Россию, он приступил к написанию оперы.

В 1936 г. опера «Жизнь за царя» была закончена, а её премьера состоялась 9 декабря 1836 г. в Большом театре Санкт-Петербурга. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. Позже опера стала называться «Иван Сусанин».

В 1837 г. М. Глинка начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Таким образом, рождение русской национальной оперы состоялось, и оперный жанр в России начал активно развиваться.

Структура оперы

Как мы уже говорили, опера – это сложный, синтетический жанр, объединяющий различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

Опера создаётся на основе либретто – литературного произведения (уже известного или специально написанного).

Оперный коллектив

В состав оперного коллектива входят солисты, хор, симфонический оркестр, орган.

Женские голоса: сопрано (высокий голос), меццо-сопрано (более низкий женский голос; характерным признаком этого типа голоса является насыщенность, полнота его звучания в «середине» и мягкость, объёмность звучания низких (грудных) нот), контральто (самый низкий женский певческий голос).

Галина Вишневская
Галина Вишневская

Известные современные сопрано: Мария Биешу, Галина Вишневская, Анна Герман, Монсеррат Кабалье, Любовь Казарновская, Мария Каллас, Тамара Милашкина и др.

Известные меццо-сопрано: Ирина Архипова, Кристина Агилера, Зара Долуханова, Алла Пугачёва, Леди Гага, Тамара Синявская и др.

Известные контральто: Клавдия Шульженко, Ольга Кормухина, София Ротару, Эдита Пьеха, Ирина Аллегрова (конкретные примеры мы приводим лишь для того, чтобы можно было представить звучания голоса. Не все названные певцы являются оперными).

Мужские голоса: контратенор (самый высокий мужской голос. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение), тенор (высокий певческий мужской голос), баритон (мужской певческий голос, по высоте средний между басом и тенором), бас (наиболее низкий мужской певческий голос).

Барри Гибб
Барри Гибб

Самый известный контратенор – Барри Гибб, британский певец, композитор и продюсер.

Известные теноры: Николай Басков, Карел Готт, Александр Градский, Марио Дель Монако, Майкл Джексон, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Энрико Карузо и др.

Александр Градский
Александр Градский

Известные баритоны: Сергей Волчков, Юрий Гуляев, Роберто Лоретти, Муслим Магомаев и др.

Муслим Магомаев
Муслим Магомаев. Фото с сайта http://muslimmagomaev.ru

Известные басы: Луи Армстронг, Борис Гмыря, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов и др.

Опера делится на акты (завершённая часть оперы, обычно между актами бывают перерывы), картины (часть акта), сцены (часть действия), номера (отдельное законченное по форме выступление). Перед актами бывает пролог (вводная часть, предисловие), в конце оперы – эпилог (заключительная часть).

Музыкальные номера оперы: речитативы (певучая речь), ариозо (небольшая ария), песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д.

Симфонические формы: увертюра (инструментальное вступление к опере), интродукция (то же самое, что и увертюра или вступление, только к отдельному номеру), антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.

Сцена из оперы А. Бородина «Князь Игорь»
Сцена из оперы А. Бородина «Князь Игорь»

Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах: арии, ариозо, ариетте, каватине, монологе, балладе, песне.

В кульминационных или заключительных моментах оперного действия появляются ансамбли (дуэт, трио, квартет и т.д.).

Хор в опере может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; может показывать монументальные картины народной жизни и т.д.

Иногда в опере участвует балет.

Оперный театр

Оперный театр создаётся специально для показа оперных постановок. Здание оперного театра оснащено большой сценой с дорогостоящим техническим оборудованием, оркестровую яму и зрительный зал в один или несколько ярусов, располагающихся друг над другом либо оформленных в виде лож.  Крупнейшими по количеству мест для зрителей зданиями оперных театров мира являются Метрополитен Опера в Нью-Йорке (3 800 мест), Опера в Сан-Франциско (3 146 мест) и Ла-Скала в Италии (2 800 мест).

Большой театр
Большой театр

Большой театр в Москве был открыт в 1825 г. Это один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета.

Популярные оперы

Самыми популярными во всём мире являются оперы «Травиата» Д. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Богема» Д. Пуччини, «Тоска» Д. Пуччини, «Волшебная флейта» Моцарта. Среди 50 популярных опер мира – две русские оперы: «Евгений Онегин» (№ 14) и «Пиковая дама» (№ 45) П. И. Чайковского.

Опера в современном мире

Опера по-прежнему популярна, оперные спектакли ставятся и посещаются. Существует только одна неприятная тенденция: разгул экспериментаторства на больших и малых сценах, когда произвольно истолковывается замысел автора, изменяются акценты. Вольная интерпретация порой далеко уводит от той идеи, которую стремился донести до слушателей композитор.

Оставить комментарий