Skip to content Skip to sidebar Skip to footer
20 лучших фортепианных концертов всех времен

20 лучших фортепианных концертов всех времен

20 величайших фортепианных концертов всех времен.

От клавишных произведений И.С. Баха эпохи барокко до шедевра XX века Бартока – вот некоторые из величайших фортепианных концертов, когда-либо написанных.

Фортепианные концерты – это яркая демонстрация диапазона и мощи великолепного инструмента. Они способны тронуть даже самого черствого слушателя и являются украшением мастерства каждого пианиста.

От дьявольски сложных до просто красивых, вот 20 фортепианных концертов, которые, как нам кажется, должен услышать каждый…

Рахманинов – Концерт для фортепиано с оркестром №2

Этот шедевр фортепианного репертуара открывает наш рейтинг. Рахманинов написал это произведение в 1900 году, оправившись от приступа депрессии и писательского застоя, и оно стало одним из его самых известных и любимых произведений. Второй концерт стал одним из самых популярных и исполняемых произведений не только Рахманинова, но и всего мирового музыкального наследия для фортепиано с оркестром.

Посмотрите, как восходящая звезда пианист Арша Кавиани исполняет собственную аранжировку произведения, снятую в концертном зале King’s Place:

Фортепианный концерт Рахманинова № 2… для фортепиано соло! | Арша Кавиани


Бетховен – Концерт для фортепиано с оркестром №5 (‘Император’)

Не следует судить о книге по ее обложке, но не в данном случае: фортепианный концерт №5 Бетховена полностью соответствует своему императорскому прозвищу. Хотя премьера произведения состоялась в 1811 году, в разгар наполеоновских войн, оно не имеет никакого отношения к печально известному императору.  Немецкий писатель Эрнст Гофман назвал концерт одним из самых значительных произведений эпохи.

Григ – Концерт для фортепиано с оркестром ля минор

Великий норвежский композитор Эдвард Григ за свою жизнь написал только один фортепианный концерт, и он стал одним из самых узнаваемых в мире. Произведение увидело свет в 1868 году, когда композитору было всего 24 года. Оно открывается драматическим раскатом литавр, за которым следует один из самых известных росчерков в классической музыке. Концерт отличается ярким своеобразием музыки и виртуозной партией фортепиано.

Шостакович – Концерт для фортепиано с оркестром №2

Сам Шостакович преуменьшал значение этого концерта, говоря о нем, что он “не имеет никакой художественно-идейной ценности”, но публика всегда умоляла не соглашаться. Концерт был написана в 1957 году к 19-летию его сына Максима, и было бы справедливо сказать, что это одно из самых веселых произведений композитора. В нем даже содержится насмешливая отсылка к фортепианной практике юного Максима – послушайте гаммы в заключительной части примерно в середине 16 минуты.

Чайковский – Концерт для фортепиано с оркестром №1

Это одно из тех музыкальных произведений, которые знают все, даже если они этого не осознают, – как Пятая симфония Бетховена или “Времена года” Вивальди. Поэтому тем более поразительно, что, когда Чайковский с гордостью продемонстрировал свой новый, но ещё не оркестрованный концерт своему близкому другу Николаю Рубинштейну, пианист буквально разорвал его в клочья.

Чайковский позже вспоминал: “Р. указал на многие места, где его пришлось бы полностью переработать, и сказал, что если я переработаю концерт в соответствии с его требованиями, то он окажет мне честь, исполнив мой концерт. ‘Я не изменю ни единой ноты, – ответил я. – Я опубликую работу в точности такой, какая она есть!’ Это я сделал.”

Моцарт – Концерт для фортепиано с оркестром №21 (Эльвира Мадиган)

В разгар классической эпохи в 1785 году был написан совершенно восхитительный фортепианный концерт №21 Моцарта. Он сам провел премьеру этого произведения, прежде чем угостить плененную аудиторию некоторыми из своих знаменитых импровизаций. Вторая часть этой пьесы, получившая название “Анданте”, получила широкую известность после ее показа в шведском фильме 1967 года “Эльвира Мэдиган”. В результате произведение стало широко известно как концерт Эльвиры Мадиган.

Клара Шуман – Концерт для фортепиано с оркестром

Клара Вик, которая позже получила известность как Клара Шуман после замужества за коллегой-композитором Робертом Шуманом, была блестящей концертной пианисткой XIX века. Ее виртуозность в значительной степени проявилась в композиции, и она начала сочинять этот изысканный фортепианный концерт уже в 13 лет. Вик исполняла его на различных этапах сочинительства в течение последующих лет, поскольку ее тогдашний наставник Роберт Шуман пересматривал ее оркестровки.

1 сентября 1835 года, всего за несколько недель до своего 16-летия, Вик завершила работу, изменив интервенции Шумана, и сама поставила произведение в ноябре того же года под управлением Феликса Мендельсона.

Рахманинов – Концерт для фортепиано с оркестром №3

Еще один титан фортепианного концертного репертуара и великий романтик. Третий фортепианный концерт Рахманинова – один из самых технически сложных концертов, когда-либо написанных (а это уже нечто). Его боятся и почитают многие величайшие музыканты мира, и даже пианист, которому она была посвящена, Йозеф Хофманн, никогда публично не исполнял это произведение. Премьера была представлена самим композитором в 1909 году в Нью-Йорке, и, по-видимому, это был самый любимый из всех фортепианных концертов Рахманинова.

Шопен – Концерт для фортепиано с оркестром №1

Польский композитор Шопен написал свой концерт для фортепиано с оркестром №1 в 1830 году… сразу после премьеры его фортепианного концерта №2. Непонятно почему. Но это первый фортепианный концерт, опубликованный знаменитым пианистом и композитором. Шопен писал о второй части: “Это романс, спокойный и меланхоличный, создающий впечатление, что кто-то нежно смотрит в сторону места, вызывающего в памяти тысячу счастливых воспоминаний”.

Брамс – Концерт для фортепиано с оркестром №2

Брамс написал свой первый концерт для фортепиано с оркестром в 1858 году. Чуть более двух десятилетий спустя он завершил свою вторую работу и сам дал премьеру в Будапеште в 1881 году. Длящийся почти час, это один из самых длинных концертов, когда–либо написанных, хотя Брамс иронично назвал его “крошечным, крошечным фортепианным концертом”. Это музыкальный трепет от начала до конца, с особенно виртуозной демонстрацией финала.

Бетховен – Концерт для фортепиано с оркестром №4

Премьера великолепного четвертого фортепианного концерта Бетховена состоялась на историческом концерте 22 декабря 1808 года в рамках обширной программы, включавшей также его Пятую и шестую симфонии, а также Хоровую фантазию. Рецензия того времени назвала произведение “уникальным, артистичным и сложным”, и помимо того, что этот концерт был совершенно великолепен, он был также революционным в том смысле, что солист открывает все исполнение.

Найджел Хесс – Концерт для фортепиано с оркестром

Британский композитор Найджел Хесс наиболее известен своей музыкой к фильмам, в частности партитурой к “Дамам в лиловом”. Затем, в начале 2000-х, Его величество король Чарльз, в то время принц Уэльский, поручил Гессу написать фортепианный концерт в память о покойной королеве-матери после ее смерти в 2001 году. Каждое действо отдает дань уважения одному из ее замечательных качеств: “Улыбке”, “Любви” и “Долгу”. Премьера концерта Гесса для фортепиано с оркестром состоялась в 2007 году в исполнении всемирно известной пианистки Ланг Ланг.

Бетховен – концерт для фортепиано с оркестром №3

Третий, находящийся в самом центре серии фортепианных концертов Бетховена, является своего рода мостом между классическим стилем двух предыдущих и виртуозным романтизмом двух последних. Здесь чувствуется влияние Моцарта, но также много знаменитого сольного фортепианного материала Бетховена, особенно в конце первой части. Первое исполнение состоялось 5 апреля 1803 года.

Моцарт – Концерт для фортепиано с оркестром №20

Моцарт написал свой первый полный фортепианный концерт в 1773 году, в возрасте 17 лет. За оставшиеся 18 лет своей жизни ему предстояло написать еще 22 – в среднем около 1,2 фортепианных концерта в год. То есть в дополнение к 800 другим его композициям.

Хотя Бетховен написал всего пять фортепианных концертов, было бы справедливо сказать, что моцартовские, как правило, были меньше и изящнее. На самом деле, Моцарт сказал о трех из них: “Чтобы заслужить аплодисменты, нужно написать настолько бессмысленную вещь, чтобы кучер мог ее спеть”. Его 20-й концерт, отнюдь не бессмысленный, является одним из самых прекрасных произведений композитора. Впервые был исполнен в казино Мельгрубе.

И.С. Бах – Концерт № 1 для клавира с оркестром (ре минор)

Клавирные концерты Баха являются одними из первых в истории, и они были написаны не для фортепиано, а для клавесина. На самом деле, этот концерт, сочиненный около 1738 года, вероятно, первоначально был написан для скрипки до того, как Бах решил аранжировать его для клавесина, возможно, в качестве учебного произведения для своих собственных сыновей.

Каков результат? Изысканный образец ансамблевого музицирования в стиле барокко. Убедитесь сами:

Флоренс Прайс – Концерт для фортепиано в одной части

В 1934 году Флоренс Прайс представила премьеру своего собственного фортепианного концерта с изюминкой: он состоял всего из одной части. В нем есть три отдельных раздела, хотя они и проигрываются насквозь, без перерыва. И вот Прайс подарила нам 18 минут необычайной музыкальности, полных сочных оркестровок и потрясающей фортепианной мелодии.

К сожалению, фортепианный концерт Прайса был утрачен на большую часть столетия, исчезнув из публичных записей после его премьеры, пока он не был возрожден в 2012 году композитором Тревором Уэстоном. А в 2023 году произведение вошло в альбом, получивший премию “Грэмми” за лучшее оркестровое исполнение. Он был записан Нью-Йоркским молодежным симфоническим оркестром и пианисткой Мишель Канн.

Роберт Шуман – Концерт для фортепиано с оркестром

Единственный фортепианный концерт Роберта Шумана готовился долго, и именно благодаря его жене и коллеге-композитору Кларе мы все еще можем услышать его сегодня. В 1837 году Шуман сел писать то, что, по его словам, должно было стать “компромиссом между симфонией, концертом и огромной сонатой”, но, несмотря на его большие амбиции и наилучшие намерения, прошло еще восемь лет, прежде чем пьеса была готова к премьере. Клара Шуман впервые исполнила концерт 1 января 1846 года и была гордой приверженкой этого произведения на протяжении всего периода ухудшения психического здоровья ее мужа и безвременной кончины в 1856 году.

Падеревский – Концерт для фортепиано с оркестром

Игнаций Ян Падеревский – увлекательная фигура в истории XX-го века. Родившийся в Польше, он начал жизнь как пианист и композитор, был назначен премьер-министром Польши в 1919 году, подписал Версальский мирный договор, снял политическую шляпу, чтобы вернуться к музыке в 1922 году, прежде чем в 1940 году стать главой Национального совета Польши. Однако еще до того, как началась его политическая жизнь, Падеревский в свои 20 лет нашел время написать захватывающий фортепианный концерт.

По завершении Падеревский отнес концерт своему другу Камилю Сен-Сансу, который развеял его сомнения и сказал ему: “Менять нечего… Это доставит удовольствие людям. Все уже готово. Вам не нужно этого бояться, уверяю вас”.

Равель – Фортепианный концерт No. 1, соль мажор

Французский композитор Морис Равель утверждал, что он придумал тему для этого очаровательного фортепианного концерта в поезде между Оксфордом и Лондоном. На самом деле он стремился к беззаботному произведению “в духе Моцарта и Сен-Санса”. Но, как оказалось, он мучился над этой работой, когда писал, особенно над одной мелодией в медленной части. “Эта плавная фраза!” – сказал он. “Как я работал над ней такт за тактом! Это чуть не убило меня!”

Барток – Концерт для фортепиано с оркестром №2

Известный пианист Андраш Шифф сказал об этом произведении: “Это произведение ломает пальцы. Это, вероятно, самая трудная пьеса, которую я когда-либо играл, и обычно моя клавиатура при исполнении покрыта кровью”. Венгерский композитор Бела Барток написал концерт в 1930 году – и сложность не только в сольной партии. Например, Нью-Йоркскому филармоническому оркестру пришлось отложить премьеру, поскольку они не смогли вовремя освоить музыку.

Вот пианистка Юджа Ван, благодаря которой это произведение смотрится невероятно просто:

2 Комментарий

  • Mary
    Posted 19.04.2023 at 16:43

    Замечательный список
    Только Пуленка забыли…
    И Второй Прокофьева

    • Игорь
      Posted 06.12.2023 at 12:53

      А Камиля Сен-Санса номер два чем же плох, если даже Морис Равель, которого вы не забыли упомянуть, выл вдохновлен его искусством

Оставить комментарий

classic-musik.com

“Музыка должна высекать огонь из людских сердец.”

Людвиг ван Бетховен

classic-musik.com © 2024. Классика, композиторы, опера, романсы.