Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Русская музыка ХVIII – начала ХХ века

Поговорим о развитии музыки в России ХVIII – начала ХХ века.

Новые веяния

ХVIII век благодаря реформатору Петру I стал временем перемен не только в развитии государства, но и значительным преобразованиям в светском искусстве. Появляются новые жанры и формы исполнения. Для торжеств и праздников создаются духовые оркестры и звучит хоровое исполнение виватных, приветственных песен во славу побед русских воинов. В кругах высшего общества помещики развлекают себя домашними концертами и театральными представлениями своих крепостных. На таких концертах звучат любовные канты под аккомпанемент клавишных и струнных инструментов. Входят в моду европейские танцы – гавот, менуэт, сарабанда.

Роговой оркестр
Роговой оркестр

Отдельную любовь слушателей завоевали роговые оркестры. Несмотря на сложность исполнения в силу размеров рогов и возможности инструмента издавать только один звук, такие оркестры могли насчитывать более 50 музыкантов для исполнения сложных произведений.

Русские композиторы сумели освоить европейские жанры, не теряя русских традиций и культуры. Слепого подражания западу не произошло.

Первые композиторы

Комическая опера стала одним из главных направлений музыки. В первых операх диалоги чередовались с песнями, а тексты писали именитые драматурги И.А. Крылов, М.М. Херасков, Я.Б. Княжнин, А.П. Сумароков. Классическим образцом сатирических опер того времени стали «Мельник – колдун, обманщик и сват» М.М. Соколовского (1779), «Скупой» В.А. Пашкевича (1782), «Ямщики на подставе» Е.И. Фомина (1787).

%d0%b5%d0%b2%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%b3%d0%bd%d0%b5%d0%b9_%d0%b8%d0%bf%d0%b0%d1%82%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%87_%d1%84%d0%be%d0%bc%d0%b8%d0%bd-2277508
Евстигней Ипатович Фомин

Евстигней Ипатович Фомин стал также автором известной мелодрамы «Орфей и Эвридика» (1792), трагическая музыка которой великолепно передала страдания любви и была близка творчеству европейских композиторов В.А. Моцарта, К.В. Глюка.

Значительный вклад в развитие хоровой музыки того времени внесли М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский. Последний написал 35 концертов для смешанного хора, 10 концертов для 2 хоров, 3 оперы, сонаты и патриотические песни. Выдающийся композитор и музыкант И.Е. Хандошкин написал 50 циклов вариаций народных песен, которые превратились в развернутые фактурные пьесы с обогащенной мелодией. Эти композиторы стали основоположниками русской композиторской школы ХVIII века.

Начало ХIХ века

Отечественная война и освободительные декабристские движения принесли рост патриотических и героических тем в музыку. Народ воспевает подвиги М.И. Кутузова. В театрах идут представления, сочетающие балет, оперу и пантомиму, где воины уходят на борьбу с врагом и возвращаются с победой. Ярким представлением периода является сочинение С.А. Дегтярева «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы» (1811).

Лирические настроения передает жанр бытового романса. Известные авторы периода романтизма А.Л. Гурилев, А.А. Алябьев, А.Е. Варламов. Значительное место занимает опера А.Н. Верстовского «Аскольдова могила» (1835), где реальные исторические события Древней Руси сочетаются с фантастическими.

Русская классическая музыка

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) первый показал глубокую русскую душу и характер в музыке, поднял её до самых высот мирового искусства, по праву носит звание основоположника русской музыкальной классики. Как А.С. Пушкину в литературе, Глинке удалось отразить величие своей страны, ее истории и самобытности народа глубже, чем его предшественникам. Постановка его оперы «Иван Сусанин» стала началом классической русской оперы и ознаменовала первый этап нового периода русской музыки. Многие стихи Пушкина обрели второе дыхание в романсах Глинки. Михаил Иванович оставил наследие из 80 романсов, арий, песен. Значение его работы огромно. Как сказал позже П.И. Чайковский, его музыкальная фантазия «Камаринская» (1848) – «подобно тому как весь дуб в желуде» заключила в себе всю симфоническую школу России.

Михаил Иванович Глинка (Mikhail Glinka) | Belcanto.ruМихаил Иванович Глинка (Mikhail Glinka)
Михаил Иванович Глинка (1804-1857)

Последователь Глинки и его друг А.С. Даргомыжский превосходно передает тему социального неравенства в своем творчестве, переживания простого человека.

Вторая половина ХIХ века

В 60-е гг. ХIХ века отмена крепостничества, реформы вызвали духовный подъём общества. В искусстве и музыке прослеживаются идеи борьбы за права народа, демократические веяния. Музыка перестает быть развлечением для придворных и обретает все более широкую аудиторию. Проявляется острая нехватка певцов, педагогов, музыкантов, т.к. до этого в России не было ни одного музыкального учебного заведения. Благодаря усилиям композитора, дирижера, пианиста А.Г. Рубинштейна в 1859 г. в Петербурге открывается Русское музыкальное общество, а через три года и первая консерватория. Постепенно распространились платные музыкальные школы для всех кругов населения.

В это время композиторы выступают за новые принципы в творчестве – стремление передавать правду жизни в произведениях. Особое внимание уделяется исторической опере, чтобы события прошлого помогли понять настоящее. Опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» показывает всю силу противоречий между царской властью и народом, а «Князь Игорь» А.П. Бородина – борьбу с иностранными завоевателями.

Портрет П.И. Чайковского
Пётр Ильич Чайковский

Первым русским композитором, которого признали не только в Европе, но во всем мире стал П.И. Чайковский. Он гениально показывает внутренний мир героя. В его балетах, симфонических поэмах, романсах воплощен образ не только русского человека Пушкина «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама», Гоголя «Черевички», но и европейских Шекспира «Гамлет», Данте «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио» для оркестра.

В 90-е гг. подрастает молодое поколение композиторов, которые еще верны своим учителям, но идеи и образы у них уже меняются. Они предпочитают камерную музыку опере, в большей мере уделяя мастерству исполнения и технике. Весомый вклад в этот период внесли С.И. Танеев и А.К. Лядов. Композитор, пианист и выдающийся педагог Танеев, учитель С.В. Рахманинова 17 лет работает над научно-теоретическим трудом «Подвижной контрапункт строгого письма». Многие его сочинения наполнены философскими размышлениями об истине, вере в добро и разум человека. Лядов стал известен своими необычайно тонкими, красочными симфоническими пьесами для оркестра «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора».

Начало ХХ века

Революция 1905 г. прямо откликается в искусстве. Появляются пьесы по русским народным песням «Эй, ухнем!», «Дубинушка». Усиливаются сатирические выпады на самодержавие в операх Римского-Корсакова «Кощей бессмертный», «Золотой петушок». Но наибольшее распространение и влияние на массы получает рабочая революционная песня. Боевые песни «Смело, товарищи, в ногу», «Красное знамя», «Варшавянка» призывают к революции, к сплочению и решимости новых борцов за социализм. Народный подъём отражается в творчестве С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина.

В это последнее десятилетие перед октябрьской революцией начинают свой путь в творчестве талантливые И.Ф. Стравинский «Весна священная» и С.С. Прокофьев «Скифская сюита». Их ритмическая энергия, бунтарство, динамичность заявили о наступлении нового века, другой социалистической культуре музыкальной классики.

Оставить комментарий