Оперы на сюжеты и тексты А.С. Пушкина
По Пушкину создано более 20 опер и более 10 балетов.
Творчество А.С. Пушкина, прошедшее яркой звездой по небосклону нашей литературы от юношеского романтизма до глубочайшего реализма, до сих пор привлекает композиторов к написанию музыки на его сюжеты.
Это можно объяснить тем, что в его прозе и поэзии сочеталась всечеловечность (по определению великого русского писателя Ф. Достоевского) с национальным элементом. В текстах поэта отражены все стороны русской жизни, человеческие помышления и чувства.
Неудивительно, что к произведениям Александра Сергеевича обращались как российские маэстро, так и зарубежные: итальянские, французские, австрийские. Нам, конечно, более известен Чайковский, но такой всесторонний взгляд на наследие поэта — бесценен.
По мотивам текстов Пушкина, включая «маленькие трагедии», написано более 20 опер и более 10 балетов. Оперы:
- М. Глинка «Руслан и Людмила», 1821 г.
- А. Даргомыжский «Русалка», 1856 г., «Каменный гость», 1868 г.
- М. Мусоргский «Борис Годунов», 1869 г.
- Н. Римский — Корсаков «Сказка о царе Салтане», 1900 г., «Моцарт и Сальери», 1897 г., «Золотой петушок», 1908 г.
- П. Чайковский «Евгений Онегин», 1878 г., «Пиковая дама», 1891 г., «Мазепа», 1883 г.
- Э. Направник «Дубровский», 1896 г.
- С. Рахманинов «Алеко», 1892 г., «Скупой рыцарь», 1903 г.
- Ц. Кюи «Кавказский пленник», «Пир во время чумы», 1900 г., «Капитанская дочка», 1909 г.
- Б. Асафьев «Пир во время чумы», «Медный всадник»,
- Я. Наполи «Скупой барон», 1970 г.
- А. Николаев «Пир во время чумы», 1982 г., «Граф Нулин», 1983 г.
- В. Кикта «Дубровский», 1984 г.
- Ф. Галеви «Пиковая дама» в переводе П. Мериме, 1850 г.
Балеты:
- Н. Римский-Корсаков «Золотой петушок», 1908 г. (опера и балет (1937),
- Р. Глиэр «Медный всадник», 1949 г.
- Л. Минкус «Золотая рыбка», 1867 г.
- Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан», 1934 г., «Барышня-крестьянка», 1946 г., «Кавказский пленник», 1938 г., «Граф Нулин», 1940 г., «Гробовщик», 1943 г., «Каменный гость», 1946 г.
- К. Кавос «Кавказский пленник»
- А. Аренский «Египетские ночи», 1900 г.
- М. Чулаки «Сказка о попе и о работнике его Балде», 1940 г.
- А. Лядов «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», 1949 г.
Кроме того, написано много романсов на стихи поэта.
Естественно, что в одной статье невозможно рассказать о всех работах, написанных на сюжеты А.С. Пушкина. Остановимся лишь на некоторых из них: более известных и недостаточно известных.
П.И. Чайковский «Пиковая дама»
«Пиковая дама»
История создания
В 1887 г. администрация Императорского театра предложила П.И. Чайковскому написать оперу на основе трагедии А.С. Пушкина. Содержание к ней уже написал И.А. Всеволожский, русский театральный деятель, сценарист, художник. Но маэстро от предложения отказался. Он посчитал, что в исходном материале недостаточно сценичности.
Прошло два года, и Чайковский всё-таки принял заказ, но краткое изложение создал его брат, Модест Ильич Чайковский. Однако в процессе работы автор сам редактировал либретто и написал слова к некоторым фрагментам, включая две арии (Елецкого, во втором акте и Лизы — в третьем). В результате пушкинский сюжет заметно изменён. Изменено даже имя главного героя: в повести он носит фамилию Германн, а в интерпретации Чайковского Герман – его имя.
Премьера
Премьера состоялась в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре, 19 декабря 1890 г. Дирижёр – Э. Направник.
Партию Германа (тенор) исполнил Н. Фигнер. Партию Лизы (сопрано) М. Фигнер. Елецкий (баритон) – Л. Яковлев, Томский (баритон) – И. Мельников, графиня (меццо-сопрано) – М. Славина.
«Пиковая дама» Чайковского быстро приобрела популярность и вошла в репертуар ведущих театров мира. Она и в настоящее время является одной из самых востребованных театральных постановок.
М. Мусоргский «Борис Годунов»
История создания
Работу над творением М.П. Мусоргский начал в 1868 г. Содержание составил он сам, взяв за основу пушкинскую трагедию «Борис Годунов» и материалы книги Н.М. Карамзина «История государства Российского». Темой Мусоргский выбрал период правления царя Бориса Годунова (1598-1605), который предшествовал началу Смутного времени. В выбранном историческом эпизоде музыканта привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её…».
Еще про оперы:
Оконченную в 1869 г. работу Дирекция императорских театров к постановке не приняла: в ней не было интересной женской роли. Маэстро начал переработку: ввёл любовную линию Лжедмитрий-Марина Мнишек, но и редакция 1872 г. также была отвергнута, хотя театральные круги Санкт-Петербурга и Москвы её активно поддерживали, увидев в ней новаторские достижения и глубину. Благодаря этой поддержке, оперу всё-таки поставили в 1874 г. на сцене Мариинского театра. Публика встретила её восторженно, а критика – резко отрицательно. В 1882 г. музыка была снята с репертуара.
В 1896 г. Н.А. Римский-Корсаков делает попытку возродить постановку в новой редакции, а затем в 1908 г. ещё одну. Уже в советское время материал редактировал Д. Шостакович в 1940 г.
Но в настоящее время чаще используют первую редакцию.
Причины множественных редакций можно найти в объяснении Н. Римского-Корсакова, данном в предисловии к его изданию «Бориса Годунова» в 1896 г.:
Опера, или народная музыкальная драма, «Борис Годунов», написанная 25 лет тому назад, при первом своем появлении на сцене и в печати вызвала два противоположных мнения в публике. Высокая талантливость сочинителя, проникновение народным духом и духом исторической эпохи, живость сцен и очертания характеров, жизненная правда и в драматизме, и комизме и ярко схваченная бытовая сторона при своеобразии… замыслов и приемов вызвали восхищение и удивление одной части; непрактичные трудности, обрывочность мелодических фраз, неудобства голосовых партий, жесткость гармонии и модуляций, погрешности голосоведения, слабая инструментовка и слабая вообще техническая сторона, напротив, вызвали бурю насмешек и порицаний — у другой части. Упомянутые технические недостатки заслоняли для одних не только высокие достоинства произведения, но и самую талантливость автора; и наоборот, эти самые недостатки некоторыми возводились чуть ли не в достоинства и заслугу.
Много времени, прошло с тех пор; опера не давалась на сцене или давалась чрезвычайно редко, публика была не в состоянии проверить установившихся противоположных мнений .
Высоко ценя талант Мусоргского… и почитая его память, я решился приняться за обработку «Бориса Годунова» в техническом отношении и eгo переинструментовку. Я убежден, что моя обработка и инструментовка отнюдь не изменили своеобразного духа… и самых замыслов его сочинителя и что обработанная мною, тем не менее, всецело принадлежит творчеству Мусоргского…
При обработке мною сделаны некоторые сокращения ввиду слишком большой длины… Настоящее издание не уничтожает собой первого оригинального издания, и потому произведение Мусоргского продолжает сохраняться в целости в своем первоначальном виде.
Музыка Мусоргского «Борис Годунов»
Это народная драма, многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой и смелостью контрастов. Действующие лица обрисованы с исключительной глубиной и психологической проницательностью. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух русского народа.
Жизнь постановки М. Мусоргского «Борис Годунов»
Творение Мусорского ставилось в лучших театрах России: Мариинском, Большом, театре Солодовникова, Петербургской консерватории, на провинциальных русских сценах в Казани, Орле, Воронеже, Саратове, Риге, Таллине, Минске и др.
Из последних можно назвать постановки Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, Мариинского театра и Самарского академического театра оперы и балета в 2012 г.
За рубежом постановка прошла в Большом театре в Grand Opéra (Париж), Metropolitan Opera (Нью-Йорк), Друри-Лейн (Лондон), Софийской народной опере, Ковент Гарден (Лондон), в Зальцбурге, Ла Скала (Милан).
Ц. Кюи «Кавказский пленник»
Трагедия в 3-х действиях написана в 1857-58 гг. Либретто В.А. Крылова. Премьера состоялась в феврале 1883 г. в Мариинском театре. Дирижёр – Э. Направник.
Это самая популярная музыка Кюи. Отчасти это связывают с тем, что она была близка традициям итальянской сцены, где главным было «заинтересовать, растрогать, поразить». В сюжете всё для этого есть: в ауле непокорных горцев русский пленник. Дочь Казенбека Фатима сочувствует ему, приносит тайком пищу, успокаивает, хотя она является невестой нелюбимого ею горца Абубекера. Когда тайну Фатимы раскрывают, она, чтобы не казнили русского пленника, освобождает его. Но он признаётся ей, что любит другую. Фатима кончает с собой, т.к. всё равно её ждёт смерть за помощь пленнику.
Немного о композиторе Ц. Кюи
Он был сыном наполеоновского офицера, оставшегося жить в России после ранения под Смоленском в 1812 г. Ц. Кюи не был профессиональным музыкантом, он окончил Главное инженерное училище и через 4 года ему было присвоено офицерское звание. В 1857 г. окончил Николаевскую инженерную академию с производством в поручики. Был оставлен при академии репетитором топографии, а потом преподавателем фортификации; в 1875 г. получил чин полковника. В связи с началом Русско-турецкой войны Кюи, по просьбе его бывшего ученика Скобелева, в 1877 г. был командирован на театр военных действий. Производил обзор фортификационных работ, участвовал в укреплении русских позиций под Константинополем. В 1878 г., по результатам блестяще написанной работы о русских и турецких укреплениях, был назначен адъюнкт-профессором. Он занимал кафедру по специальности одновременно в трёх военных академиях: Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской. В 1880 г. стал профессором, а в 1891 г. – заслуженным профессором фортификации Николаевской инженерной академии, ему был присвоен чин генерал-майора.
Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Он приобрёл большую и почётную известность как профессор фортификации и как составитель выдающихся трудов по этому предмету. Был приглашён для чтения лекций по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям. В 1904 г. Ц. А. Кюи был присвоен чин инженер-генерала. Музыка была его любимым увлечением.
Я. Наполи «Скупой барон»
Якопо Наполи – итальянский композитор (род в 1911 г. в Неаполе). Оперу «Скупой барон» (маленькая трагедия «Скупой рыцарь») он представил публике в 1970 г. Краткое изложение сделал Марио Пази. Музыка имела большой успех у публики и была встречена похвалами итальянской критики. Обращение к «маленькой трагедии» Пушкина он объясняет так:
Я всегда любил Пушкина, с детских лет. Достаточно одного «Бориса», чтобы определить всю личность этого великого поэта… Текст Пушкина, напряженный, мрачный, изобилующий поэтическими образами, предоставил мне возможность, как я давно желал, расширить мой музыкальный язык, особенно с точки зрения гармонии и контрапункта. Этот новый опыт внутренне обогатил меня.
Постановка состоит из 4-х действий. Впервые она была дана в Неаполе. Дирижер первого спектакля, маэстро Франко Караччоло, и певцы: Отелло Боргоново (барон) и баритон Клаудио Струдтгоф (Альбер) – своей интерпретацией способствовали успеху спектакля. Постановка, освещение, костюмы, реквизит – всё это было с большим искусством воплощено опытным художником Аттилио Колоннелло.
Интересно, что классическая литература продолжает восхищать и вдохновлять современных композиторов. Так, последние произвдения по трагедиям Пушкина были написаны в 1970 и 1983 годы в Италии и России. Возможно, вскоре мы услышим и увидим новые работы или интерпретации, в основу которых легло наследие А.С. Пушкина.