Skip to content Skip to sidebar Skip to footer
Оперный театр

Разновидности оперы

Какие бывают оперы.

Но сначала основное об опере. Опера – синтетический жанр искусства, объединяющий различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (костюмы, декорации), хореографию.

История оперы

Впервые опера появилась в Италии. Но это не была опера в обычном её современном виде. Вернее сказать, это был прообраз оперы – мистерия.

Мистерия (от лат. ministerium – служба) – один из жанров европейского средневекового театра XIV-XV вв., связанный с религией. Обычно сюжет мистерии брался из Библии и перемежался различными бытовыми сценами. Развитие мистерий в разных странах проходило по-разному: где-то они исчерпали себя естественным образом (как, например, в Италии), где-то были запрещены, а где-то сочинялись и ставились вплоть до XVIII в. Музыка в мистериях первоначально присутствовала эпизодически, а затем стала сопровождать действие с начала и до конца.

В первое время опера служила развлечением при королевском дворе, а позже стала публичным представлением. Первый оперный театр был открыт в 1637 г. в Венеции.  А первой большой оперой считают оперу Джакопо Пери «Эвридика», которая была исполнена в 1597 г.

В Испании первая опера появилась в начале XVIII в., а в России – в середине XVIII в. Первой же оперой, написанной на тему русской жизни, была опера Ф. Волкова «Танюша, или Счастливая встреча» (1756).

Большой театр
Большой театр

Опера очень быстро завоёвывала популярность в Европе: уже в начале XVIII в. опера начинает разделяться на большую серьёзную оперу и комическую оперу (буффа).

В концу XVIII в. открывается Российский театр в Петербурге, но сначала здесь ставились иностранные оперы, русские оперы в то время были только комическими. В 1815 г. в петербургском Большом театре состоялась премьера оперы К. Кавоса «Иван Сусанин». Она была написана в стиле французской «опера комик», где диалоги занимали почти столько же места, сколько и музыка.

В XIX в. все лучшие русские композиторы обращаются к жанру оперы, а первой русской национальной оперой считается опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» (позже переименованной в «Иван Сусанин»).

Фёдор Шаляпин в роли Ивана Сусанина
Фёдор Шаляпин в роли Ивана Сусанина

Подробнее об опере

Литературной основой оперы является либретто. Либретто оперы может создать как сам автор литературного произведения, так и другой писатель. Иногда либретто своих опер создают сами композиторы.

Обычно в начале оперы исполняется увертюра (вступление). Сначала увертюры исполнялись для того, чтобы публика успевала занять места в зале. Во времена Моцарта увертюра стала полноправной частью оперы. Некоторые композиторы создавали свои увертюры программными, т. е. передавали в них сюжет основного действия оперы.

Для исполнения оперы необходим большой состав музыкантов: хор, солисты, оркестр, танцоры (если в опере присутствуют хореографические номера). Создаются художественные декорации.

Оперный дуэт
Оперный дуэт

Оперное действие делится на акты, картины, сцены, номера. Опера состоит из речитативов (певучее декламирование), ариозо (высшая речитативная форма), песен, арий (произведение, исполняемое одним певцом), дуэтов (два певца), трио (три певца), квартетов (четыре певца), ансамблей (группа певцов) и т. д.

Разновидности оперы

Большая опера (grand-opera)

Состоит из 5 актов и включает в себя объёмную балетную (танцевальную) часть. Большая опера как новый жанр сложилась к 1828 г. как новая «серьёзная» французская опера. До начала XX в. она оставалась наиболее популярным оперным жанром. К большой опере относятся, например, «Вильгельм Телль» Дж. Россини, «Троянцы» Г. Берлиоза (1858), «Сицилийская вечерня» Дж. Верди (1855), «Дон Карлос» Дж. Верди (1867) и др.

Комическая опера

Опера Моцарта "Свадьба Фигаро"
Опера Моцарта “Свадьба Фигаро”

Она особенно была развита в XVIII-XIX вв. и оказала значительное влияния на такие музыкальные жанры, как водевиль, мюзикл и оперетта. В Италии в этом жанре создавали оперы Дж. Россини, Дж. Перголези, Н. Пиччинни, а одной из самых известных комических опер является «Фальстаф» Д. Верди. Черты комической оперы присутствуют и в операх Моцарта «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Похищение из сераля». В комической опере  между музыкальными номерами допускается диалог.

Романтическая опера

Зародилась в Германии в начале XIX в. Сюжеты таких опер отличались фантастичностью и мистицизмом. К романтической оперной школе принадлежит в особенности К. Вебер («Вольный стрелок»), отчасти Р. Вагнер, «Лоэнгрин», «Тангейзер» и др.

Полу-опера (semi-опера)

Английская барочная опера, в которой сочетаются устная драма, вокальные мизансцены и симфонические произведения. Одним из приверженцев semi-оперы считается английский композитор Генри Пёрселл (1659-1695).

Опера для детского исполнения

В этом жанре создавал оперы Б. Бриттен: «Ноев ковчег», «Маленький трубочист».

Оставить комментарий

classic-musik.com

“Тот, кто не получает удовольствия от музыки, создан без гармонии.”

Джозеффо Царлино

classic-musik.com © 2024. Классика, композиторы, опера, романсы.