Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

11 заметок о Сергее Рахманинове, изменившим музыку навсегда

В 2023 году отмечается 150-я годовщина со дня рождения великого композитора и пианиста. Давайте рассмотрим, как его виртуозность, творческое величие и жизненная история изменили музыкальный мир.

1. Огромный талант и ранняя трагедия

Родившись 1 апреля 1873 года в русской аристократической семье, талант пианиста-Рахманинова был признан и воспринят рано. Однако это было также время, отмеченное трагедиями, смертью двух его сестер в формирующие его годы. После потерь в семье бабушка со стороны матери Сергея начала помогать в воспитании детей. Она часто водила молодых музыкантов на службы в православную церковь. Именно здесь он впервые столкнулся с православными церковными песнопениями и звуками церковных колоколов, да и вообще, стал как верующим человеком. Тема смерти и страх перед ней, а также звук пения и колоколов — это две темы, которые пронизывают всю жизнь композитора, навсегда меняя его и поглощая.

Рахманинов в юношеском возрасте

2. Превращение Прелюдии в поп-хит

Виртуозная, мощная, захватывающая, но также очень запоминающаяся, Прелюдия до-диез минор Рахманинова стала эпическим произведением и международным хитом. Он написал ее после окончания Московской консерватории в 1892 году, когда ему было 19 лет. В этом произведении как раз присутствует любовь к церковным колоколам, что проявляется в его брильянтовых аккордах, заработавших ей популярное прозвище «Московские колокола». В конце 1890-х годов Рахманинов гастролировал по Европе и Соединенным Штатам, и это произведение стало его прорывом. Оно было настолько популярным, что стало известно как «Прелюдия». Зрители требовали ее как дополнительное выступление на его концертах, просто крича «До-диез!» на фоне аплодисментов. Рахманинов устал от нее и однажды сказал: «Много, много раз я желал бы, чтобы я ее никогда не писал». Как настоящая поп-звезда, которая устает от своего всегда ожидаемого хита номера один.

3. Неудача, депрессия и второй шанс

Премьера первой симфонии Рахманинова в марте 1897 года была полным крахом. Дирижер оказался неумелым, и исполнение развалилось. Критики разорвали произведение на части. Композитор оказался в борьбе с депрессией. Последовали невозможность сочинительства, сомнение в себе и другие симптомы глубокой депрессии. Он обратился за помощью к психиатру доктору Николаю Далю, который проводил ему ежедневные гипнотерапевтические сеансы. С течением времени тучи сомнения начали рассеиваться, и Рахманинов сочинил свой неизменный и очень любимый Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Произведение остается одним из самых важных историй классической музыки; борьба с психическим здоровьем и то, как сила музыки помогает многим из нас в самые трудные времена.

4. Гигант классической музыки

Рахманинов был ростом два метра, страдал некоторыми медицинскими недугами вроде синдрома Марфана, который сопровождался множеством болезней и осложнений в течение всей его жизни. Его физическое величие также проявлялось на фортепиано, в способности удерживать невероятные интервалы на клавишах. Рахманинов обладал самым большим из всех пианистов охватом клавиш. Он мог сразу охватить двенадцать белых клавиш.

Рахманинов в 1920-е года

5. Эмиграция из России

Октябрьская революция 1917 года означала конец той России, какой ее знал Рахманинов. Конфискация коммунистическими властями его любимого дома в том же году еще больше отдалила его от большевистского движения. В глубокий декабрьский холод он покинул Петроград (Санкт-Петербург) на открытых санях со своей женой и дочерьми, а также несколькими небольшими чемоданами и отправился на новое место жительства на Западе. Тем не менее, творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор».

Композитор, его дочь Ирина с собакой в Ивановке, имении под Тамбовом, которое было летним домом Рахманинова с 1890 по 1917 год.

Композитор, его дочь Ирина с собакой в Ивановке, имении под Тамбовом, которое было летним домом Рахманинова с 1890 по 1917 год.

6. Мастер эпической нарастающей драмы

Нарастание, т.е. когда в середине момента музыка набирает силу, поднимается и взлетает до абсолютно невыносимого уровня напряжения — Рахманинов мог делать это так же хорошо, как и любой сегодняшний диджей на танцполе, готовящий толпу к кульминации. Долгое развитие в медленном движении его Симфонии № 2 — одно из таких моментов. Также подобный момент имеется в его Концерте для фортепиано № 2, когда он поднимает музыку до ее абсолютного предела перед моментом полного освобождения…

7. Понятное неудачливое поведение

Двухметровый рост, часто без улыбки, со множеством внутренних бурь. Но не это ли самое очаровательное? Однажды Рахманинов решил, что он будет дружить со Стравинским (который случайно упомянул, что ему нравится мёд), поэтому он явился к нему домой посреди ночи с огромной банкой меда и без объяснений.

8. 2-х метровая серьезность

Несмотря на успех, Рахманинов известен тем, что редко улыбался на фотографиях. Высокий и строгий — Стравинский однажды назвал его «двухметровой серьезностью». Однако у него была страсть к быстрым автомобилям, а затем и к моторным лодкам. По-видимому, он был первым в своем квартале в Лос-Анджелесе, у кого появился автомобиль.

Серьезный Рахманинов

9. Преследуемый «Dies irae»

Навсегда оставившие след семейные потери в ранние годы и пожизненная связь с православной литургией и песнопениями, Рахманинов испытывал постоянное влечение к самой темной и драматической мотивике церкви. Как дирижер, он стал одержим работами, использующими тему «Dies irae» (день Страшного суда). Вы можете услышать это в его работах «Рапсодия на тему Паганини», «Остров мёртвых», «Симфонические танцы», по контурам слов древнего григорианского хорала.

10. Доказательство недооцененности для места в истории

В 1943 году, десять лет спустя после смерти Рахманинова, Музыкальный словарь Гроува (англ. Grove Dictionary of Music and Musicians) уверенно предсказал, что «огромный популярный успех некоторых произведений Рахманинова в его жизни, вероятно, не продлится, и музыканты никогда особо не ценили их.» Но как мы понимаем, это оказалось совсем не так.

11. Окончательный финал

Существует теория, что ближе к самому концу его концертов можно услышать, как композитор подписывает свое имя в ритме музыки. Теория гласит, что его имя звучит в заключительных нотах его второго и третьего концертов и вариаций Паганини. Вы это слышите?

Оставить комментарий