Skip to content Skip to sidebar Skip to footer
Моцарт

Лучшее: Моцарт

Творчество великого австрийского композитора.

Сейчас бы его назвали ребенком «индиго», а в XVIII веке юного Вольфганга Амадея называли просто гением (или вундеркиндом).

Моцарт

Юный Моцарт обладал поразительным слухом и музыкальным даром. Первое музыкальное сочинение было написано им в пятилетнем возрасте, а в шесть он выступал перед членами императорский семьи, поражая умелым исполнением известных произведений и великолепными импровизациями. Ноты четырех сонат для скрипки и клавесина, сочиненные Моцартом, были напечатаны, когда ему исполнилось всего семь лет.

концерт для императорской семьи
Концерт для императорской семьи

В этом же возрасте он с отцом отправляется на европейские гастроли, продлившиеся пять лет. Во время турне юный Моцарт пишет еще сонаты. А на родине ставится “Мнимая простушка”. Довольно грубая и циничная комедия, обличенная в музыку, превращается в образец утонченности и очаровательной изысканности.

На гастролях в Риме произошла курьезная ситуация. Дважды в год хор Сикстинской капеллы исполнял особо праздничное музыкальное произведение, партитура которого держалась в строжайшем секрете. 17-летний Моцарт попал на исполнение этого произведения, а, придя домой, по памяти записал его ноты. Церковники негодовали, но отдали должное гениальному слуху музыканта.

Моцарт пишет музыку во всех известных направлениях того времени: церковную и хоровую, инструментальные ансамбли, кантаты и оратории. Но наибольшие достижения достигнуты в симфонической музыке и опере. Более 50 симфоний написал за свою короткую жизнь Моцарт, причем, большая часть написана в юные годы. Музыковеды считают пиком симфонизма композитора симфонию №25 (одна из минорных) и №29. После их написания композитор надолго оставляет это музыкальное направление, отдав предпочтение концертам, бытовой музыке, сонатам для фортепиано.

Лучшими операми Моцарта признаются «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все», «Волшебная флейта». При написании своих шедевров композитор не ставил целью изменить оперное искусство, но сама музыка преобразила этот жанр. Во времена Моцарта считалось, что музыка и пение, исполняемые со сцены, – это высокое искусство, а примитивное народное творчество недостойно внимания. В опере «Свадьба Фигаро» музыка перемежалась речитативом с преобладанием мужских басов, изобиловала сценами потасовок и переодевания, но слышны и звуки так называемой бытовой музыки, с незатейливым мотивом, которую можно услышать на рыночной площади или в лавке.

Партитура сочинения Моцарта
Партитура сочинения Моцарта

Симфонии №№38-41 (как неромантично выглядят сухие цифры по сравнению с музыкой!) невозможно типизировать, они неповторимы и уникальны. Симфония №39 написана в яркой манере абсолютного счастья (так писал Гайдн). 40-я симфония перекликается романтическими нотами Шуберта, а 41 вызывает душевный героический подъем, как произведения Бетховена.

Симфониям Моцарта присущи исполнение на контрасте и конфликте, то есть разные части произведения настолько тематически антагонистичны, что иногда возникали сомнения: а одним ли автором это написано? Симфонии состоят из сопоставлений обыденного и возвышенного, трагедийного и комедийного. Хотя автор и считал свое произведение комическим, накал страстей был в этой опере поистине шекспировским. А главного героя трудно назвать комичным, хотя шутовские выходки позволяют это сделать, но трагизм его жизни и смерти стоят ближе к драме.

Опера
Опера

До Моцарта опера исполнялась преимущественно на итальянском языке, его сочинение «Волшебная флейта» стала одной из первых, исполняемых на немецком языке. Сюжет сказки сложен и запутан, в ней много волшебства. В целом опера несет в себе идею добра, справедливости и мудрости. «Волшебная флейта» стала последним произведением, написанным Моцартом.

Самым таинственным и загадочным произведением Моцарта считается “Реквием”. С ним было связано множество слухов и догадок, но, тем не менее, это величайшее произведение церковной музыки, воспевающей славу Господа. Дописать Реквием до конца автору помешала смерть. Многим композиторам-современникам предлагалось дописать ее окончание, но никто не взялся, кроме ученика великого Вольфганга Амадея, – Зюсмайера. Именно ему и принадлежит авторство трех последних частей Sanctus, Benedictus и Agnus Dei.

Оставить комментарий