Оперы М. Мусоргского
Описание всех опер Модеста Мусоргского.
М.П. Мусоргский считается автором пяти опер, но четыре из них, в силу ряда причин, им не окончены.
Немного из биографии
Модест Петрович Мусоргский родился в 1839 г. в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Отец его происходил из старинного дворянского рода. Модест и его старший брат получили домашнее образование, а затем будущий композитор закончил Школу гвардейских подпрапорщиков, служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.
Молодой офицер Мусоргский был очень образованным человеком: знал иностранные языки, самостоятельно занимался музыкой, имел красивый голос (баритон) и часто пел на вечерах и в музыкальных салонах.
Когда в Петербурге в 1862 г. была основана консерватория, он начал заниматься в классе фортепьяно у профессора А. Герке и стал хорошим пианистом. Но его жизнь резко изменилась с того момента, как он познакомился с М. Балакиревым и вступил в его кружок.
«Могучая кучка»
В конце 1850-х-начале 1860-х годов в Петербурге сложилось содружество композиторов, в которое входили: М. Балакирев, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи и в которое вступил М. Мусоргский, оставив чин офицера и полностью посвятив себя музыке. Своей целью участники кружка ставили воплощение русской национальной идеи в музыке. Идейным вдохновителем кружка был художественный критик и литератор В. Стасов. Музыкальным руководителем фактически являлся М. Балакирев. Члены кружка были разными по возрасту и по роду деятельности (самым старшим был А. Бородин, к тому времени уже выдающийся учёный-химик).
Музыкальный кружок «Могучая кучка» возник в то время, когда в России наблюдался повышенный интерес ко всему народному в связи с революционным настроением, которое охватило к тому времени умы русской интеллигенции и которое закончилось цареубийством в 1881 г. Участники «Могучей кучки» записывали и изучали русское народное творчество (фольклор) и русское церковное пение, а затем в своих произведениях реализовывали свои изыскания. Особенно это касалось опер, где использовались многие фольклорные традиции. В исторических сюжетах искал ответы на современные вопросы и М. Мусоргский. «Прошедшее в настоящем – вот моя задача», — писал он.
Опера «Саламбо»
Это первая опера композитора, над которой он работал с 1863 по 1866 гг. Сюжет оперы – из карфагенской истории (по роману Г. Флобера «Саламбо»). Либретто оперы написал сам Мусоргский. Эта опера осталась незаконченной, но её фрагменты композитор использовал в других произведениях, в том числе и в опере «Борис Годунов». Над инструментовкой незавершенной оперы Мусоргского «Саламбо» работал советский композитор В. Шебалин.
Опера «Женитьба»
Эту оперу на сюжет Н. Гоголя Мусоргский задумал в 1868 г. Но написаны были только наброски к опере, а сама идея до конца реализована не была. Известны редакции М. Ипполитова-Иванова 1931 г. и Г. Рождественского 1985 г.
Опера «Борис Годунов»
Оперу на сюжет трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» Мусоргский начал в 1868 г., самостоятельно создав либретто. В процессе работы над либретто он использовал и «Историю государства российского» Н. Карамзина. Но первую редакцию оперы к постановке не приняли, найдя в ней недостаток в виде отсутствия значительной женской роли.
В 1869 г. Мусоргский создал новую редакцию, введя образ Марины Мнишек и любовную интригу. Эта редакция, понравившаяся всей музыкальной общественности, также была отвергнута. И только в 1874 г. опера была поставлена на сцене Мариинского театра в Петербурге. Однако опера, восторженно принятая публикой, но резко отрицательно – критикой, была снята с репертуара в 1882 г.
Больше про оперы:
В 1896 г. Н.А. Римский-Корсаков пытается возродить оперу, создаёт новую редакцию, а в 1908 г. ещё одну. В 1940 г. оперу редактировал Д. Шостакович.
Но в настоящее время предпочитают использовать авторскую редакцию оперы.
Почему же опера, имеющая сегодня мировое признание, так тяжело принималась современниками? Дело в гениальности как автора текста, так и автора музыки. Современное Мусоргскому музыкальное сознание не смогло оценить новаторство музыки.
Музыкальная драматургия оперы строилась на полном совпадении музыки и драматического действия, точной обрисовке сценических героев и их психологической характеристике. Декламационный характер вокальных номеров, распевные интонации, близкие к старинной крестьянской песне и народному говору – всё это было результатом деятельности «Могучей кучки» и музыкальных исканий Мусоргского, но было далеко от привычных представлений о пении в опере.
Композитору было мучительно осознавать, что его творчество не понимается и не принимается официальной академической средой. К тому же наметился развал «Могучей кучки», который он воспринял как измену русской национальной идее, в которую верил. У него началась «нервная лихорадка», как он сам называл своё состояние, а затем началась тяга к алкоголю.
Опера «Хованщина»
Над этой оперой композитор работал одновременно с переделкой оперы «Борис Годунов». Она была начата в 1872 г. Либретто также написал он сам. В сюжете оперы отражены события 1682 г. – короткий период власти в Москве князя Ивана Хованского, которого царевна Софья назначила начальником стрелецкого приказа после стрелецкого бунта. Хованский пользовался популярностью стрельцов, они даже называли его «батей». Старообрядцы при помощи Хованского и Софьи надеялись вернуть Русь к «старой вере». Но дальнейшие разногласия между Софьей и Хованским привели к их вражде. Она расправилась с ним, казнив его и его сына. В дальнейшем власть перешла к Петру (Петр Великий).
В событиях 1682 г. Пётр участия принимать не мог ввиду своего малолетства. Но в либретто Мусоргского смешаны события 1682 и 1689 гг. Мусоргский хотел показать переход власти от Софьи к Петру и одновременно изобразить враждебные Петру силы: стрельцов, возглавляемых князем Хованским; фаворита Софьи князя Голицына; старообрядцев во главе с Досифеем. Князь Хованский стремится к царской власти, его позиция ясна, а вот стрельцы показаны как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы предстают мужественными людьми, идущими на самосожжение ради веры.
Большая роль в развитии действия принадлежит народу, в большей степени, чем в «Борисе Годунове». Разнообразны хоры. Ярко изображены характеры надменного Хованского, лукавого Голицына; величественного Досифея; сильной и готовой на подвиг Марфы; слабого Андрея Хованского; патриотически настроенного Шакловитого; весёлого молодого стрельца Кузьки; трусливого и корыстолюбивого подьячего.
Задуманную в 1872 г. оперу Мусоргский писал до самого конца своей жизни, так и не закончив её.
Впервые оркестровал всю оперу Н. Римский-Корсаков, назвав эту работу обработкой. Он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г. Д. Шостакович в 1958 г. сделал новую оркестровку по авторскому клавиру. Собственную версию заключительного хора (в сцене самосожжения раскольников) написал И. Стравинский совместно с М. Равелем для постановки оперы в 1913 г. в Париже труппой С. Дягилева.
При жизни Мусоргского опера «Хованщина» не исполнялась.
Опера «Сорочинская ярмарка»
Сюжет оперы – повесть Н. Гоголя «Сорочинская ярмарка». Мусоргский работал над этой оперой в 1874-1880 гг., но не закончил. Работа над оперой шла медленно, композитор был уже тяжело болен.
Первоначально изданы были пять отрывков из оперы, затем по рукописям композитора оперу закончил Ц. Кюи и в этом варианте она была исполнена в 1917 г. Над оперой работали также А. Лядов и В. Шебалин. В редакции Шебалина эта опера ставится в настоящее время.
Последние годы жизни М. Мусоргского
Особенно тяжело композитор переживал непонимание бывших друзей, членов «Могучей кучки», которые не смогли принять его новаторскую музыку.
Мусоргский умер в Николаевском военном госпитале в Петербурге в 1881 г. Там за несколько дней до его смерти художник И. Репин написал единственный прижизненный портрет композитора.
Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.