Балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро»
«Лебединое озеро» Чайковского было принято довольно сдержанно, а сейчас входит в основу музыкальных театров мира.
Сейчас, когда произведения Петра Ильича составляют основу музыкальных театров мира, трудно даже представить себе, что его балет «Лебединое озеро» был принят в то время довольно сдержанно.
Знаменитый Петипа признавался, что ему было трудно работать над балетами маэстро. Почему?
Чтобы понять это, надо немного углубиться в историю балета.
Из истории русского балета
Первые балетные представления в России ещё не были балетом в полном смысле этого слова. 17 февраля 1672 г., на масленицу, такое представление состоялось при дворе царя Алексея Михайловича в селе Преображенском близ Москвы. После исполнения куплетов, восхваляющих свойства души царя-батюшки, выступила танцевальная группа. Вот с этого выступления во второй половине XVII века и начался русский балет.
В дальнейшем развитию танцевального русского искусства способствовал Петр I, который даже издал указ, согласно которому танцы стали обязательной частью придворного этикета, а дворянская молодежь обязана была обучаться танцам. Сухопутный шляхетный корпус, открытый в Петербурге в 1731 г., стал колыбелью русского балета: его выпускники должны были занимать высокие государственные должности, поэтому светское обхождение, в том числе и бальные танцы, входили в программу их обучения.
Выбор редактора:
Первая треть XVIII века стала прорывом в развитии музыкального и танцевального искусства. Танцмейстером шляхетного корпуса с 1734 г. стал Жан Батист Ланде, который и считается основоположником балетного искусства в Российской империи.
В 1738 г. он открыл первую в России школу балетного танца «Танцо́вальная Ея Императорского Величества школу» (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Ланде начал обучать танцам 12 русских мальчиков и девочек. Учеников набирали из детей простого происхождения. Обучение было бесплатным, будущие артисты находились на полном содержании.
В царствование Елизаветы Петровны жанр продолжал развиваться, но особую популярность он приобрёл во время правления Екатерины II. По случаю её коронации в московском дворце был дан «Радостное возвращение к аркадским пастухам и пастушкам богини весны», в котором участвовали и вельможи. Известно, что в придворном театре часто выступал наследник престола Павел Петрович (Павел I). В эпоху Екатерины II в России появились крепостные постановки, состоящие из трупп крепостных крестьян. Но и в это время жанр ещё не был в таком виде, как мы понимаем его сейчас. Это были отдельные постановочные номера или танцы, которые показывались в антрактах оперы.
Новых высот русский балет достиг в царствование Александра I, этим он обязан Карлу Дидло, приехавшему в Россию в начале XIX века.
Жанр в это время был очень популярен в России. Об этом мы узнаем и из романа Пушкина «Евгений Онегин», роман этот не зря назван Белинским «энциклопедией русской жизни». Самыми известными русскими балеринами того времени были ученицы Дидло Истомина и Телешова.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина. Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола,
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», гл.I
Очень любили балетные постановки и Николай I, и Александр II. Балетмейстер Мариус Петипа поставил несколько балетов на сюжеты русских сказок: «Конёк-горбунок», «Золотая рыбка». И вот в русский балет «приходит» П.И. Чайковский.
Чайковским было сказано новое слово в каждом из жанров, в которых творил. И это новаторство часто было скрытым, поэтому и не сразу оцененным. Однако именно для русского балета, как жанра, реформаторская роль Чайковского является безусловной.
Композитор обратился к балету в середине 70-х годов. К тому времени он был уже автором четырёх опер, трёх симфоний, двух квартетов и других сочинений — о Чайковском говорили, как о безусловно талантливом композиторе. В письме к Римскому-Корсакову он признавался, что «давно хотел попробовать себя в этого рода музыке», несмотря на то, что серьёзные композиторы смотрели на неё свысока, оценивая музыку для балета как «низший род музыки».
Балеты П.И. Чайковского
И действительно, ни один крупный русский композитор до Чайковского не обращался к сочинению балетов. Постановки, которые шли в Императорских театрах, не имели самостоятельной художественной ценности, так как не выходили за рамки иллюстрирования танцевальных номеров. Хотя именно эта тенденция создания партитур, учитывающих связь танцевальных номеров с развивающимся музыкальным сюжетом, уже намечалась во французском балете: «Жизели» Адана и «Коппелии» и «Сильвии» Делиба. Чайковским постановка балета «Сильвия» была оценена очень высоко. Именно по этому пути и пошёл композитор, но ушёл далеко вперёд от французских композиторов: его балетные партитуры отличаются симфоническим развитием музыкальных образов, возможностью выражать сложные психологические состояния персонажей. Он даже сказал однажды: «… балет — та же симфония».
Но балет все-таки был в его понимании и в его музыкальном наследии совершенно особым явлением. Если сказать кратко – это воплощенная мечта о победе любви и добра. В основу всех балетов Перта Ильича Чайковского («Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик») легли известные европейские сказки. Но в русской театральной практике его времени они были непривычны и новы.
История создания балета «Лебединое озеро» (1877)
«Лебединое озеро» — первый балет, написанный Чайковским. Его премьера прошла 4 марта 1877 г. на сцене Большого театра в Москве.
Это постановка в четырёх актах. Либретто создано Владимиром Бегичевым и, предположительно, Василием Гельцером.
Сюжет «Лебединого озера» построен на фольклорных мотивах, в основе — старинная немецкая легенда о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна, рыцаря Ротбарта.
Прообразом для лебединого озера стал Воткинский заводской пруд, который находился напротив дома Чайковского, хотя в Германии распространено мнение, что прообразом является лебединое озеро, находящееся в предгорьях Альп в окрестностях города Фюссена. Существует также версия об озере в Лебедевой экономии Давыдовых (Черкасская область, Украина). Композитор часто бывал в имении Давыдовых (его сестры Александры), наблюдая за белоснежными птицами.
Постановки
Как мы уже отмечали, музыка балета «Лебединое озеро» первоначально не вызвала особого интереса у зрителей и критиков, показалась сложной, а первая постановка русского балета вообще оказалась неудачной. Оригинальную хореографию создал Ю. Резингер, и она не имела успеха. Спектакль редактировался, и в 1894 г. был показан в постановке Л. Иванова. К 1895 г. для постановки в Мариинском театре было заново пересмотрено либретто (над ним работали М. Петипа и М.И. Чайковский, брат композитора). Эта версия в дальнейшем и стала классической. Но каждая постановка этого произведения всегда имеет свои нюансы, поэтому из всех существующих редакций едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры.
Отдельно стоит отметить роль в постановке костюмов. Народные яркие наряды крестьян резко контрастируют с монохромными одеяниями лебедей, разделяя мир оперы на реальный и мистический. Ну и конечно, традиционное деление на чёрное и белое помогает зрителю понимать, кто из героев олицетворяет добро, а кто — зло.
Сюжет балета
В старинной немецкой легенде рассказывается о прекрасной девушке, превращённой в белого лебедя.
Принц Зигфрид празднует своё совершеннолетие и в дворцовом парке замечает стаю лебедей, которая манит его за собой. На берегу озера среди девушек-лебедей он находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове. Принц покорен её красотой, а её рассказ о преследованиях злым хозяином озера Ротбартом вызывает в нём возмущение и желание помочь ей. Зигфрид клянется Одетте в вечной любви.
Но на балу в замке, по велению матери, он должен выбрать себе невесту. Принц безучастен к претенденткам, но вдруг появляется Одиллия. Злой колдун Ротбарт сделал так, чтобы в ней Зигфрид увидел Одетту – её он и выбирает. Но любовь к Одетте позволяет Зигфриду понять, что он совершил роковую ошибку. Он бежит к лебединому озеру и молит королеву лебедей о прощении, но та его не прощает. Тогда Зигфрид срывает с её головы корону, бросая вызов Ротбарту, олицетворяющему образ хозяина озера. Корона спасала Одетту от преследования, но принц надеется, что девушка-лебедь уйдет с ним в мир людей. Но бурные волны разбушевавшегося озера поглощают Одетту и Зигфрида.
Жизнь балета
На премьере балета в 1877 г. партии Одетты и Одиллии танцевала П. Карпакова, Зигфрида – А.Г. Гиллерт, Ротбарта – С.П.Соколов. А затем партии балета «Лебединое озеро» исполняли лучшие танцовщики мира, постановщиками были лучшие балетмейстеры мира, а дирижировали лучшие дирижёры. Только в советское время на сценах крупнейших театров «Лебединое озеро» ставили восемь раз. По мотивам балета сняты мультфильм, полнометражное аниме, кино- и телевизионные версии полного балета.
«Лебединое озеро» стало уникальным явлением мировой художественной культуры. Произведение воплотило в себе всё богатство русского романтического балета XIX в. и во многом определил развитие балетного театра в дальнейшем. И сейчас постановка является одним из самых востребованных спектаклей во всём мире и входит в перечень лучших балетных композиций.